Денис Матвиенко о перспективах балета, Сергее Полунине и новых проектах 

В интервью для Harper's Bazaar Украина

Знаменитости / Новости звезд
10 октября 2019 / Автор: Иванка Петрович / Фото: Предоставленные PR-службой Дениса Матвиенка
Поделись с друзьями:

Денис Матвиенко всю свою жизнь посвятил балету. После хореографического училища в 17 лет его приняли солистом в Национальную оперу Украины, а спустя несколько лет он покорил главные сцены мира. Сегодня Денис руководит проектом The Great Gatsby, который в этом году празднует 5-летие, занимается преподавательской деятельностью и воспитывает двоих детей. 2 ноября балет The Great Gatsby состоится в Киеве, а 4 – в Днепре. В преддверии выступлений Harper's Bazaar Украина пообщался с артистом балета и узнал о новых проектах, политике и о том, почему балет утратил свою эксклюзивность.

Возможно ли назвать главное достижение балета, какое влияние он оказывает на людей?

Этот вопрос меня натолкнул на воспоминания о Японии. Там существует большой балетный клуб. После спектаклей там ждут, дарят подарки. И так, на протяжении 15 лет у меня была поклонница, которая мне все время писала письма, к тому же на русском. Она называла меня «мой принц» и была единственной, кому я отвечал. Она писала, что до того как увидела меня на сцене, она не понимала, в чем смысл жизни. Меня это очень тронуло. Вот вам и ответ. Люди в своем большинстве – одиноки, и чем старше становишься, тем острее это ощущаешь. Поэтому для многих людей – это целая жизнь.

Как вы относитесь к тому, что многие десятилетия на сцене балета доминировали женщины и все внимание было приковано к ним? Однако последнее время мужчины в балете стали привлекать куда больше внимания публики. Почему так?

Сложно дать определенный ответ. Есть необъяснимые вещи. Когда-то существовал проект «Короли танца», в котором участвовали лучшие танцовщики со всего мира, в том числе и я. Он был очень успешным и собирал большую аудиторию. И продюсер этого проекта Сергей Данелян решил сделать подобный проект с балеринами, но он не увенчался таким же успехом. Вы знаете, мужчин хотят видеть на сцене. Когда мы все такие красавцы выступили в Лондоне, критики написали, что на сцене было слишком много тестостерона. 

Назовите главные плюсы и минусы работы артиста балета? В чем главные трудности?

Перелеты и болезни. Но если серьезно, то у большого количества артистов балета завышенная самооценка – мы с 10 лет любуемся собой в зеркале и это сильно мешает. Мы пытаемся убрать изъяны. Соответственно, мы все страдаем нарциссизмом. Когда самооценка не выходит за границы – это хорошо, ведь ты знаешь себе цену, но зачастую она не соответствует возможностям. Люди переоценивают себя и в итоге страдают. В этом деле стоит быть рациональным. Например, я абсолютно приземленный человек. Я никогда не оборачиваюсь назад и не думаю о своих достижениях. В начале пути я был без ума от балета и думал о том, как научиться танцевать, к тому же, это был хороший заработок. Я просто ставил себе конкретные цели: мне хотелось танцевать на лучших площадках – я этого добился; хотел станцевать в каком-то спектакле – я это сделал; хотел заработать миллион до 30-ти лет – у меня это получилось. Но, честно, счастье – в детях. У меня двое детей и я знаю точно, что эти два создания по-настоящему меня любят.

В последнее время балет чаще вспоминают в контексте скандала с Сергеем Полуниным. Как вы считаете, насколько политика меняет отношение людей к балету? И ощущают ли сами танцоры влияние политики?

Я считаю, что политика – это зло. Люди, которым нечем заняться, вмешивают в политику артистов. То, что делает Сергей – это его дело. Мое мнение – это глупо, но это его желание. У меня тоже есть татуировки, но набиваю я портреты жены и ребенка, а он – Путина. Но он талантливый танцовщик! Политика очень влияет на публику. Начнем с того, что многим отличным артистам запрещен въезд в Украину. А ведь они бы могли выступить и вдохновить детей, которые занимаются балетом. Мы многое теряем.

Как можно это изменить?

Никак. К сожалению, это зависит от людей, а они по своей натуре не самодостаточные.

Как изменился балет в эпоху торжества технологий и творческого разнообразия? Стал ли балет  меньше интересовать публику?

Я считаю, что с появлением YouTube потерялась эксклюзивность балета. Когда я учился в школе, мы смотрели балет на VHS-кассетах. И я вспоминаю, как мы ждали приезда театра с гастролями, ведь знали, что они привезут что-то новое, например, записи с Михаилом Барышниковым и другими артистами балета. Мы все их переписывали, смотрели и учились. Сейчас же есть возможность зайти в YouTube и посмотреть все что угодно. Но, к сожалению, качество исполнения в YouTube зависит от количества лайков, поэтому многие молодые артисты, не зная, как правильно нужно танцевать, теряют традиции, например, классического балета. 

Что будет дальше?

Я не знаю. Вам не кажется, что сейчас происходит какое-то безумие? Я не сижу в социальных сетях и не понимаю, как можно тратить свое время на бесполезные фото. Иногда доходит до абсурда и люди делятся слишком откровенными моментами своей жизни. Например, я знаю балерину, которая публикует, как она пользуется молокоотсосом. Кому это надо?

В ноябре балет The Great Gatsby отпразднует свое 5-летие. Какие сюрпризы вы приготовили для зрителей?

Каждое выступление – уникально, это и есть сюрприз. Мы никогда не танцуем одинаково. В этот раз готовим новые костюмы, может, обновим что-то в хореографии.

Денис, известно, что вы готовите свой балет. Расскажите, что будет включать в себя программа.

Он пока в разработке, поэтому говорить не о чем. У меня много разных фантазий, но времени работать над ними  нет.

Вы занимаетесь преподавательской деятельностью. Сейчас вы работаете над проектом для танцоров – Grand Audition, который поможет артистам балета попадать в мировые театры. Каким параметрам должен соответствовать ваш ученик? Есть ли особенные требования, что он должен уметь?

Мозги. Это самое важное. Неправильное мнение, что все танцоры балета – глупые. Мы ограниченные и смысл этого слова не в том, что мы недалекие, а в том, что нас ограничивают вещами, которые есть в жизни любого нормального человека. Мы не можем себе позволять ходить на вечеринки в ночные клубы или кататься на лыжах, чтобы не сломать себе ноги. Но, конечно, еще не менее важны физические данные, пропорции и красота.

Артист балета Максим Белоцерковский в материале о мужчинах в балете для октябрьского выпуска Harper's Bazaar Украина рассказал, что когда ему исполнилось 40 лет, он понял, что превзойти себя он больше не сможет и ушел из американского театра балета. Вам тоже 40. Как планируете развиваться в карьере и довольны ли всем, чего достигли?

Я собирался уходить из балета еще 5 лет назад, после первой операции. Планов нет. Когда ты в таком возрасте – у тебя нет будущего, а есть только прошлое и немного настоящего. Это молодой вид искусства, поэтому какие могут быть планы. В таком возрасте больно, мы же ломаем себя на протяжении всей карьеры и все время сидим на обезболивающих. Жалею, конечно, что не станцевал в некоторых спектаклях. Я ненасытный, мне всего мало.

Читая вашу биографию, вы кажетесь идеальным: у вас множество побед в профильных конкурсах, по окончанию хореографического училища в 17 лет вас приняли солистом в Национальную оперу Украины, вы объездили полмира, выступая с лучшими из лучших и сейчас работаете над множеством проектов. Расскажите, были ли в вашей жизни неудачи и как вы с ними справлялись?

Есть такая поговорка: «Не страшно упасть на колени, страшно с них не подняться». Все иногда падают, но нужно подниматься и идти дальше. Как я справлялся с неудачами? Поднимался, вставал, умывался и шел дальше. Я не привык жаловаться на жизнь.

А как бы вы оценили свои выступления на сцене? Часто ли себя критикуете?

Да, я очень самокритичный. Кроме того, я никогда не смотрю свои выступления. Если начать задумываться о своих достижениях, ты просто остановишься, а я не хочу останавливаться. Я станцевал – это уже в прошлом.

Вы не раз говорили, что глубинно интересуетесь литературой и кино. Очевидно, что вы из тех артистов, которые изучают искусство и разбирается в нем. Поделитесь с нами вашим топом фильмов и книг, которые вас вдохновляют.

Я очень много летаю и поэтому смотрю много фильмов. Из новинок – очень люблю фильмы Marvel, например, «Мстители». Также обожаю «Стражей Галактики». Там потрясающий юмор. Еще люблю «Бэтмена». Что касается книг, то практически не читаю, у меня просто нет времени. Как только я прочитаю одну страницу – сразу засыпаю. Вы знаете, у меня есть мечта: я очень хочу быть дома, утром встать и отвезти ребенка в детский сад, потом ехать на работу, а вечером вернуться и лечь спать. Но я знаю, что у меня такого не будет и я с этим смирился.

А вы никогда не думали сниматься в кино?

Я как-то снимался. Я был дублером у Сергея Безрукова в фильме про балет. Поначалу я очень загорелся, но сам процесс мне не понравился. Я человек одного дубля, поэтому мне больше нравится театр. Может когда-нибудь я и исполню роль в драматическом спектакле. 

 

Читай новости на наших каналах в: