Другие правила: как меняются модные каноны

Антон Еременко рассуждает о быстротечности тенденций фэшн-индустрии

Мода / Новости
10 декабря 2019 / Автор: Антон Еременко / Фото: Getty Images (3); Imaxtree.com
Поделись с друзьями:

«То, что сделал я, никогда бы не сделала Коко Шанель. Она бы это возненавидела», – говорил Карл Лагерфельд и, на мой взгляд, был абсолютно прав. Каждые пару десятилетий фэшн-индустрия рушит собственные каноны и начинает жизнь с чистого листа. Госпожа Шанель признавалась, что не любит, когда мода приходит с улиц, а в 2014-м Демна и Гурам Гвасалия запустили бренд Vetements, изменивший всю индустрию благодаря уличному стилю. К слову, до Демны что-то новое в моде изобрели только Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо – еще в те времена, когда были парой. Японские дизайнеры показали миру, что черный цвет может быть разных оттенков.

Модные каноны рушатся либо в угоду маркетингу и продажам, либо под давлением общественного мнения. Например, из-за желания продавать больше товаров за последние двадцать лет полностью изменилась сезонная ориентированность коллекций. Глядя на то, что делают большие модные дома, вы не сможете понять, создавались образы для сезона «осень-зима» или «весна-лето». Так, в последних коллекциях Michael Kors и Burberry, представленных в сентябре в Нью-Йорке и Лондоне, вы найдете полный ассортимент одежды. Здесь есть легкие струящиеся платья, отлично подходящие для теплых летних дней, удлиненные тренчи для переходного периода, а также теплые пальто и куртки, которые купят в феврале, когда коллекции только поступят в продажу.

Образ из коллекции Christopher Kane «весна-лето 2020» / Лукбук Vetements «весна-лето 2018»

 

Вместе с сезонностью коллекций уходит и актуальность показов во время недель моды. Часть брендов женской одежды переносят шоу с женских недель моды на мужские, как сделали Vetements в 2015-м. Множество брендов объединили показы мужских и женских коллекций, как, например, Prada и Burberry. Между тем британский дом с приходом Риккардо Тиши пошел еще дальше и начал продавать вещи отдельными маленькими партиями, которые доступны в магазинах лишь сутки. Совершенно очевидно, что таким образом креативный директор старается подогреть интерес к капсульным коллекциям и показать их ценность и ограниченность тиража, при этом он нарушает сезонность продаж, смело шагая вперед.

На фоне угасания традиций в индустрию просачиваются новые ценности, которые выходят для клиентов люксовых марок на первый план. Одна из них – этичность производства и экологическая составляющая коллекций. Конгломерат Kering, объединяющий бренды Gucci, Saint Laurent, Christopher Kane и еще 15 модных домов, каждый год публикует экологические отчеты и внутри компании установил жесткие нормы по выработке углекислого газа, потреблению чистой воды и объемам производства. Небольшие марки, такие как Mother of Pearl, делают производство максимально сознательным: используют только натуральные ткани, отслеживают их выпуск до последнего звена, убеждаясь в том, что не вредят окружающей среде.

Бет Дитто на подиуме показа Marc Jacobs «весна-лето 2016» / Леа Ти в рекламной кампании Givenchy «весна-лето 2017»

Кроме того, новым каноном стало разнообразие визуальных образов. Три английских слова “Diversity, Gender, Body-Positivity” превратились в девиз моды последней декады. В каждом показе, рек-ламной кампании и съемке для журнала обязательно появляются модели всех рас, типов фигуры и гендера. Наоми Кэмпбелл отстаивает права темнокожих девушек, обращая внимание на то, сколько моделей каждый сезон выходит на подиум. Бет Дитто, Росси де Пальма и Эшли Грэм демонстрируют, что в дизайнерской одежде прекрасно выглядят женщины с пышными формами. Валентина Сампайо, Леа Ти, Андреа Пежич и Натан Вестлинг доказали, что для трансгендерных моделей нет никаких ограничений.

Индустрия постоянно стремится вперед, подчиняясь принципу “Citius, altius, fortius!”, меняются стандарты красоты, правила игры и ценности. Но важно то, что в этой гонке мы мчимся к толерантности и равноправию всех – и тех, кто работает в моде, и тех, кто ее потребляет. Благодаря современной моде каждый получил возможность проявлять себя, быть честным с собой и показывать всем вокруг свои ценности и убеждения. Мне кажется, это стоит того, чтобы играть в модные игры.

Фото из инстаграма Натана Вестлинга / Фото из инстаграма Валентины Сампайо