Как менялась мода в мире авиа: ключевые факты

Рассказываем подробнее о главных вехах в авиамоде

Мода / Коллекции
5 августа 2021 / Фото: Фото: Getty,
Поделись с друзьями:

Не зря говорят, что мода – это зеркало своей эпохи, а дизайнеры без слов могут описать настроения и атмосферу, царящие в то или иное время. Считывать перемены в нашей жизни можно и с помощью внешнего вида стюардесс, который за последние 90 лет несколько раз меня просто кардинально. 

15 мая 1930 года можно считать началом такой профессии как женщина-бортпроводник. Именно в этот день под предводительством Эллен Черч в небо поднялась первая группа стюардесс на борту американской авиакомпании United Airlines. Ее руководство приняло революционное для того времени решение. По их мнению, присутствие молодых девушек на борту, не боящихся летать, будет успокаивать других пассажиров и их родственников на земле. Дело в том, что в то время самолеты летали достаточно низко и пассажиры чувствовали сильную турбулентность и тряску, поэтому их нужно было поддерживать как морально, так и оказывать первую медицинскую помощь. Все стюардессы имели медицинское образование, а их форма должна была быть максимально комфортной. Винтажные фотографии того времени доказывают, что на заре коммерческих полетов бортпроводницы были одеты в кюлоты и блейзеры, но при этом в туфлях на высоких каблуках. 

Следующей переломной датой в истории авиаформы стал 1944 год – компания Trans World Airlines первой позвала модного дизайнера для создания образа для своих стюардесс. Уже тогда ее руководители поняли, что бортпроводники являются лицом компании, а их привлекательный внешний вид повышал добавленную стоимость бренда. TWA привлекли модельера Ховарда Грира, который придумал революционное "блоу-слип" - нижнее белье, которое не требовалось все время поправлять. 

В 1950-х внешний вид стюардесс стал еще более элегантным, а один из самых запоминающихся образов этого десятилетия создал Олег Кассини, любимый дизайнер Жаклин Кеннеди. Для бортпроводниц авиакомпании TWA он придумал элегантные костюмы в приглушенном зеленом оттенке, украшенные красной контрастной вышивкой. Именно эти два цвета преобладали и в интерьере самолетов Trans World Airlines. Этот прием затем станет весьма популярным среди авиакомпаний всего мира.

Настоящим полем сражений форма стюардесс стала в шестидесятых. В это время в игру вошли такие тяжеловесы как Dior, Emilio Pucci, Pierre Cardin и Balenciaga. Кстати, именно это десятилетие стало одним из самых разнообразных в мире авиамоды – бортпроводницы одних компаний выглядели строго и лаконично, а другие привлекали внимание образами в космическом стиле с металлизированными костюмами и пластиковыми шлемами. Даже Коко Шанель в 1966 году не смогла отказаться от предложения Olympic Airways, адаптировав для ее стюардесс свои фирменные жакеты из твида.

В 1970-х годах одну из самых эффектных униформ создал Рой Холстон, который привнес буржуазный шик на борты Braniff International Airways. Один из самых известных дизайнеров США одел бортпроводниц в элегантные костюмы в мягкой бежево-коричневой гамме, которая перекликалась с внутренним дизайном их самолетов. Также приглушенная палитра была призвана действовать на клиентов компании успокаивающе.

Восьмидесятые с точки зрения моды не запомнились какими-либо яркими коллаборациями между модными брендами и авиакомпаниями. Дело в том, что в это время перелеты стали более массовыми и перевозчики сфокусировались не на сервисе или внешнем виде своих бортпроводников, а на максимальном удешевлении билетов. Самым ярким примером здесь можно назвать униформу австралийской компании Qantas Airlines, с которыми сотрудничал сам Ив Сен-Лоран.

Очередным большим воссоединением моды и неба стало сотрудничество Кристиана Лакруа с Air France, которое началось в 2005-м и продолжается до сих пор. За эти годы дизайнер создал множество образов, среди которых особо выделяются лаконичные костюмы в темно-синем цвете, дополненные контрастным шелковым поясом, напоминающем о японских поясах-оби. Такой микс символизирует соединение разных культур.

Также успела отметиться коллаборацией с авиалиниями британская бунтарка Вивьен Вествуд, которая в 2014-м создала дерзкую униформу для компании Virgin Airlines. Обтягивающие юбки-карандаши, блузы с воротниками-жабо и приталенные жакеты соединили гламур 1940-х и английские корни Вествуд.

Последним революционным примером стала новая форма бортпроводниц украинской авикомпании SkyUp, которая впервые в истории во главу угла поставила комфорт своих сотрудниц. В рамках этого проекта, который курировало агентство Frame Fashion Consultancy, украинский бренд GUDU создал для стюардесс брючные костюмы, не сковывающие движений. Дизайнер марки Лаша Мдинарадзе, известный своей приверженностью к строгому крою и подчеркнутым линиям, разработал лекала, которые сочетают в себе костюмную классику и функциональность, необходимую для комфорта стюардесс. Достичь этого эффекта удалось благодаря использованию трикотажа вместо привычной шерсти. В межсезонный период дизайнер добавляет к образу тренч, созданный в лучших традициях GUDU - с подчеркнутой талией и акцентом на линии плеча. Одной из главных находок нового образа стало появление кроссовок.

Об этом подробнее рассказывает куратор проекта Ольга Цареградская, со-основательница Frame Fashion Consultancy: "Многие элементы униформы  абсолютно не соответствуют духу времени и банально мешают работе. Например, шляпа портит волосы при креплении, платок на шее нужно постоянно поправлять, а в плотно прилегающих к телу костюмах стюардессы часто чувствуют к себе неуважительное отношение. Это касается и обуви на высоких каблуках. Современные женщины уже давно отказались от нее в повседневной жизни, выбирая более удобные варианты. Кроссовки уже давно стали важной частью современного городского гардероба и мы счастливы, что теперь бортпроводницы SkyUp также смогут чувствовать себя комфортно во время перелетов". Также в проекте принял участие бренд Gunia Project, разработавший для бортпроводниц шелковые платки с авторским принтом.

Теги: