Тексты, в которые (не) верят люди

Катя Тейлор об авторских правах и их отсутствии

Культура / Стиль жизни
30 октября 2018 / Фото: Getty Images
Поделись с друзьями:

Постмодернизм на самом деле не закончился, а только набирает свои обороты. Мы живем во времена, когда все уже придумано до нас, и почти невозможно создать ничего нового – арт-эксперт и основательница Port creative hub Катя Тейлор размышляет о вечном компромиссе между «быть» и «казаться».
Пару лет назад я написала текст для Platfor.ma о том, что нельзя работать бесплатно. Он для специалистов креативной индустрии. О том, что, если ты, скажем, фотограф, то это еще не значит, что ты должен пару раз щелкнуть камерой на открытии, только потому, что носишь ее с собой. Ну а чо, трудно тебе? Текст прочитало почти 100 000 человек. Так случилось, потому что для всех это была больная тема. Тема копирайта и оплаты труда. Забавно, что через пару недель я нашла свой текст на каком-то стремном ресурсе, где не упоминается ни мое имя, ни имя интернет-журнала. Текст собрал тысячи реакций, а когда я написала им, то мой комментарий просто удалили. Нужно ли говорить, что я не получила за него ни славу, ни деньги?

Сегодня мы говорили с Лилей Пустовит о том, что постмодернизм на самом деле не закончился, а только набирает свои обороты. Что мы живем во времена, когда все уже придумано до нас, и почти невозможно создать ничего нового. Что это время не идей, а их удачных адаптаций. Диджеи не пишут музыку, и при этом получают мировую известность. Они покупают даже не песню целиком, а просто бит или кусок мелодии для того, чтобы «связать» ее во что-то относительно новое. Дизайнеры переходят из одного модного дома в другой, не брезгуя воплощать похожие идеи для нового бренда. В искусстве это называется аппроприацией. Это когда ты откровенно воруешь, при этом обычно подписывая свой труд, скажем так: «Посвящается Уилему де Куннингу». У которого это было взято. То есть ставишь некий копирайт, который тебя как-то оправдывает. Но по большому счету – просто используешь что-то, что было придумано до тебя.

Вообще копирайт – это единственное, что нам принадлежит. Как только мы выложили что-то в сеть, будь то текст или фото, мы как будто подписали акт дарения. И единственное, что нам остается – это надеяться на то, что люди достаточно честные, чтобы упомянуть твое имя.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от ™ (@80slolita)

Для меня история с редакторским письмом Оли Сушко – яркий показатель эпохи. Им буквально можно объяснить время, в которое мы живем. То, как, откуда и почему этот текст возник, как ее моментально распяли. А еще это время, когда мы готовы уничтожить другого, если на пути копирования и аппроприации, на котором находимся мы все, он оступился.

Но еще публичный скандал – это, как и прежде, про зрелище, и уже совсем не про авторские права. Люди любят повешение на главной площади. И так было всегда. Мне даже не нужно знать настоящую историю, для того чтобы объяснить ее. Потому что это не главное. Это перестало быть про этику, в тот момент, когда стало хайпом, вышло на уровень варварства и стало прекрасным поводом для того, чтобы «сжечь ведьму». Ввиду и без того сложных отношений с Россией – костер горит хорошо.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от ™ (@80slolita)

Репутация и персональный бренд сегодня становятся важнее личности и ее мотивации.
Лет пять назад я выложила в фейсбук свою фотографию, где я стою на голове в родительской кухне, в Луганске. Это обычная пост-советская кухня, довольно скромная. В тот момент мы как раз строили свой бизнес в сфере арт-менеджмента, и было очень важно поддерживать имидж девушки, которая приехала в бриллиантах из Лондона и строит свой социальный капитал на костях коллекционеров. Все бы ничего, но эта веселая фотография никак не вписывалась в эту пафосную картину. Мой партнер попросил удалить ее, а я жутко обиделась. Он сказал, что никому нет дела до твоей реальной жизни. И был прав. Для многих я до сих пор выгляжу как интеллектуалка, которая ест вилкой и ножом на пикнике в перчатках, и как принцесса не ходит в туалет. Оказалось, все очень просто. Ты показываешь только одну сторону своей жизни, а если она выглядит хоть немного привлекательно, то медиа превращает тебя в желанную зверушку. Имеет ли это отношение хоть немного к реальной жизни? Нет. Помогает ли это построить свой личный бренд? Безусловно.

 

Исследователи из Школы медицины при Питтсбургском университете, обнаружили, что люди, которые проводят более одного часа в день в социальных сетях, более склонны к депрессии, чем те, кто этого не делает. То есть, мы все уже давно в глубокой депрессии. И большую часть этого времени мы завидуем другим людям, которые выложили в сеть лучшее, что пришло им в голову, а далеко не реальную жизнь. То есть мы завидуем тому, что зачастую не существует и тому, чем эти люди не являются, по крайней мере, на 100%.

Мы выкладываем лучшее не только для того, чтобы убедить других людей в том, что мы достаточно хороши, чтобы с нами работать и общаться, но в первую очередь для самих себя. Посмотри, какая у меня лента, я классная, напиши мне, предложи мне выпить кофе. Я боюсь остаться одна.

Интересно, что для того, чтобы не чувствовать себя одиноким сегодня достаточно залезть в фейсбук, где у тебя так много друзей. И при этом оставаться совершенно одной. Все идет к тому, что нам все реже нужны реальные связи. Мы создали виртуальные сообщества, которые удовлетворяют все наши интересы – от спасения морских котиков до полетов на луну. Мы все больше капсулируемся.

Что касается авторских прав – это больная тема, особенно в мире искусства. Контракты с художниками – это сущий ад, в котором ты пытаешься отхватить свое. Художник всегда хочет оставить максимум себе, покупатель или клиент присылает контракты, от которых плачешь кровью. Но если не делать этого, то все что останется у художника – это волосы, которые он может себе вырвать.

Одесский художественный музей в какой-то момент отказался сотрудничать с Google Arts & Culture только потому, что права на изображение в случае загрузки фотографий передаются Google. С другой стороны – их бы увидел весь мир. И если что-то хорошее получает второй шанс на жизнь, то может защита авторского права – это не самое главное? 

Читай новости на наших каналах в: