«Останутся те, кто действительно нужен и интересен». София Чкония о том, что ждет фэшн-индустрию Грузии в будущем

Креативный директор и основатель недели моды Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi о главном

Культура / Стиль жизни
1 мая 2020 / Фото: Георгий Кардава
Поделись с друзьями:

Украинских дизайнеров часто сравнивают с грузинами. Общее советское прошлое, сильные традиции национального костюма, который до сих пор актуален, небольшие производства и очень высокий градус творчества. И интересно наблюдать, как такие маленькие, но заметные на мировой сцене локальные индустрии ведут себя в период кризиса.

У грузинской индустрии есть и свой идейный лидер – София Чкония, креативный директор и основатель недели моды Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi, которая в прошлом году вошла в список 500 самых влиятельных людей по мнению издания Business of Fashion. Как и другие организаторы модных смотров, свою неделю моды, намеченную на начало мая, Чкония вынуждена была перенести.

София Чкония Мода в ГрузииЧем отмена показов и пандемия в целом грозит индустрии в Грузии, как чувствуют себя дизайнеры и что будет дальше – об этом София рассказала Нателе Поцхверия («Ъ»).

Ты веришь в предсказания и патетические заявления, что мир станет лучше?

Это был первый этап. Сейчас все как будто бы затихли. Пошла вторая волна – раздражение. Мы ничего не можем планировать – от человека сейчас ничего не зависит. Жестко нас наказывает природа. Очень.

Ты читала письмо, которое Джорджо Армани прислал в редакцию WWD?

Да, и это очень правильное решение – отказаться от десятка коллекций и сосредоточиться на одной главной. Нам не нужно столько одежды, сколько производилось последние годы. Слишком много недель мод, слишком много показов, мероприятий, коллекций. У людей голова кругом шла. Было очень много лишнего. Останутся те, кто действительно нужен и интересен. Мы же все за чем-то гнались, куда-то бежали. А сейчас все остановилось, и вирус нас посадил подумать – как дальше жить. И оказалось, что думать стоит о здоровье близких, а не о количестве вещей в гардеробе.

SituationistSituationist

Тебе не кажется, что люди продолжают бежать куда-то, но теперь онлайн и в соцсетях?

Это побег от одиночества, наверное. К тому же кого-то это может подбодрит. Что-то все равно происходит. А с другой стороны, представь, если бы социальные сети замолкли и все отключились бы. Вот это было бы страшно на самом деле.

Как на твоих проектах непосредственно отразилась пандемия?

Мы были уже готовы к майским показам. И для нас отмена – это громадный шаг назад, конечно. У нас нет миланских мощностей, нет парижского охвата. Мы локальный проект. Платформа для грузинских дизайнеров – самое важное мероприятие, куда приезжали международные журналисты и байеры. Сейчас это все остановилось. Хорошо, если мы сможем провести неделю осенью. А если нет? Я не знаю, что станет с мотивацией дизайнеров, с их бизнесами. А у нашего проекта нет ресурсов, чтобы создать фонд поддержки, как это сделали Анна Винтур и Том Форд, например.

за кулисами недели моды Mercedes-Benz Fashion WeekЗа кулисами недели моды Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi

Министерство финансов и экономического развития выделяло гранты на участие дизайнеров в шоу-румах, оплатило поездку на Pitti Uomo. Государственная поддержка индустрии сейчас возможна?

Начнем с того, что на мой взгляд, все это следовало делать иначе. К финансированию участия в шоу-румах у меня сложное отношение. Не так надо поддерживать дизайнеров, и я неоднократно вносила свои инициативы, которые, к сожалению, не всегда поддерживались. Сейчас нас точно никто не будет поддерживать из госорганов. Уже в прошлом сезоне Enterprise Georgia, проект Министерства финансов и экономического развития, сократил финансирование, потому что они не видят перспективы в индустрии моды. Мы свою неделю моды все равно проведем, но сократим количество дизайнеров однозначно. Оставим только тех, кто уже достиг определенных высот и может гарантировать высокий уровень креатива и качества.

Льготные условия участия для дизайнеров будут?

Придется делать. Конечно! Поэтому мы сокращаем количество. У нас была громадная неделя. Шесть дней сплошных показов. Сотня гостей, которых мы привозили. Это было действительно масштабное событие, и за этим масштабом и насыщенной программой часто у гостей не оставалось сил, чтобы осмыслить. Но отныне – только очень точечный отбор и, как следствие, сокращение количества показов. И приглашать будем только тех журналистов и байеров, которые могут внести вклад в развитие индустрии Грузии. Я смогу осуществить тот формат, который вообще задумывала изначально, но потом желание дать шанс всем, увело меня в сторону.  

George KeburiaGeorge Keburia

Ваши коллеги из Mercedes-Benz Fashion Week Russia провели неделю моды онлайн. Вы не рассматривали такой формат?

Нет, я к такому формату отношусь слегка скептически. Для профессионалов важно бывать на показах физически. Это контакт с дизайнером, атмосфера – что тут говорить…  

Ты на связи с дизайнерами, как у них дела сейчас? Что с производством?  

Мы каждый день на связи со многими. У них первое время был шок. Им казалось, что жизнь закончилась. Например, у Tatuna и Situationist был большой заказ от Dover Street Market. Что будет дальше, не ясно. Заказы отменяются. А вот сохранить производство оказалось проще. В Грузии у дизайнеров почти нет громадных фабрик, у многих небольшие ателье. И оказалось легко буквально перенести производство по домам. С другой стороны, я убеждена, что сейчас может быть звездный час грузинских марок. Это относительно недорогие бренды, но их качество не уступает мировым брендам. Это не просто красивые слова. Я много времени провожу в Париже, естественно, и по магазинам хожу. И действительно понимаю, что у ребят из Грузии качество не хуже. А с точки зрения идей и креатива – грузины и вовсе выигрывают даже у всемирно известных марок.  

Situationist Situationist 

А потребитель готов отказаться от надбавки за маркетинг?

Ну, и маркетинг изменится ведь скоро. Все будет медленнее. После вируса начнется экономический кризис. И он будет мощным. Люди будут вынуждены пересмотреть свои приоритеты.

Режим чрезвычайного положения в Грузии, закрытие границ, полный контроль над передвижением эти запреты подхлестнули креативность?  

Конечно! Слушай, мы же живем в Грузии. У нас тут всегда кризис. И мы всегда должны искать выходы, решать проблемы, что-то придумывать, как-то выкручиваться. И финансы найдем, и способы производить. Мы не жили в дивном прекрасном мире, нам всегда было трудно. Так что и сейчас обязательно как-то справимся.  

Ты знаешь, последние пару сезонов дизайнеры стали относиться к нашей неделе моды не как к платформе, которая дает им связь с байерами и журналистами, а наоборот. Как будто бы они правят ситуацией. Я бы даже назвала это излишними амбициями. Сейчас мы вернулись обратно во времена, когда неделя моды снова важна, и мы теперь работаем как единая сплоченная команда. Такой кризис для креативных людей может стать действительно катализатором творчества. Им надо искать выход и обратить ситуацию в свою пользу. Вот мы сейчас все вместе думаем.

George KeburiaGeorge Keburia

Над какими коллекциями они сейчас работают?

Сейчас они делают универсальные демисезонные коллекции, которые будут актуальны осенью. Знаешь, когда бренды стали получать заказы от крупных ритейлеров, они немного расслабились. Сейчас они снова собрались и взялись за работу с утроенной силой.

У тебя есть свои фавориты?

Есть бренды, которые я сама ношу с удовольствием. Есть те, которые мне стилистически могут быть не близки, но я считаю, что у них есть своя ниша, вижу потенциал. Плюс, у них очень профессиональная команда, и работать с ними всегда приятно.

Я очень люблю Situationist – и я считаю, что у него каждая коллекция лучше предыдущей. George Keburia очень вырос за последние годы. Materiel – очень активный и интересный бренд. Очень легко и приятно работать с Anouki – они всегда готовы развиваться, и при этом сама Ануки умеет слушать, принимает советы и конструктивную критику. И всегда делает все вовремя.

Situationist Situationist 

Ты упомянула большие заказы от крупных магазинов. У них очень жесткие контракты, большие объемы и громадные штрафы за задержки. Справляется ли производство грузинских дизайнеров с объемами? Не рано ли грузинским дизайнерам сотрудничать с гигантами вроде Net-A-Porter (на сайте магазина представлены четыре грузинских бренда Situationist, Aleksandre Akhalkatsishvili, Lado Bokuchava, Materiel примечание автора)?

Нет, не рано. Наоборот. Это стало очень крутой проверкой для них. Это была же их главная цель – продаваться на крупных площадках. И мы увидели, какие дизайнеры смогут продолжать, создать производство, а какие скорее всего уйдут со сцены.

Грузинские дизайнеры продукт сложный. На Net-a-Porter никто не рассказывает, что Ираклий Русадзе (креативный директор Situationist) шьет свои кожаные плащи вручную, а фабрика Materiel выросла из старейшей фабрики 1949 года. Можно ли успешно продавать в международном онлайн-магазине такой нишевый продукт, не раскрывая его философию?

Слушай, Net-a-Porter продает стиль, а не философию брендов. Никто там не думает, сколько швей сидит в ателье у Русадзе, а кто делает деми-кутюр. Нравится вещь – продают и покупают. Но есть, например, очень интересный локальный грузинский магазин IERI store (www.ieristore.com) – это концепт-стор, который работает только с грузинскими брендами и рассказывает о том, что вообще такое – грузинская культура, грузинский стиль. И вот такие проекты, конечно, могут отлично представлять не только стиль, но и историю и философию бренда. И вообще быть катализатором развития моды в каком-то смысле.

Плюс, проекты вроде IERI store прививают самим грузинам любовь к собственным брендам. А это важный шаг. Когда грузины начнут носить грузинских дизайнеров так активно, как французы носят французских, а итальянцы – итальянских, тогда индустрия перейдет на новый уровень.

Situationist Situationist 

Недавно в твоем инстаграме ты опубликовала пост о новом бренде Monetiforme украшения со старинными грузинскими монетами в единственном экземпляре. Насколько сейчас время для новых брендов?

Я убеждена, что будущее за новыми маленькими именами! Массовое производство не будет востребовано, даже если сохранится объем. Если кто-то давно мечтал запускать бренд, то сейчас – лучшее время. Новые страны, новые направления, новые имена – те, кто будет делать продуманные и штучные истории в итоге выживут.