Осознанная мода: 10 простых советов как стать sustainable

Что это и почему это важно 

Культура / Стиль жизни
23 февраля 2020 / Фото: Instagram: @_hollyt
Поделись с друзьями:

Глобальная индустрия моды оставляет большой экологический след. На нее приходится до 10% всех выбросов парниковых газов и почти 80 млрд. метрических тонн воды в год. Вдумайтесь только, чтобы произвести одну футболку, требуется 2720 литров воды. И еще 10 тыс. литров уйдет на джинсы. При этом при выращивании того же хлопка и производства одежды используется более 8000 различных химикатов, которые попадают в почву, а на плантациях используется детский труд или же имеет место негуманное обращение с животными на фермах.  Параллельно огромный ущерб наносят синтетические ткани – при каждой стирке одежды отделяются миллионы волокон микропластика, которые попадают в канализации, а затем – в реки, моря и океаны. И на этом фоне еще большую обеспокоенность вызывает стремительное развитие fast fashion, которая влечет чрезмерное потребление и приводит к чрезмерным отходам.

По мнению аудиторов, если загрязнения будут продолжаться нынешними темпами, то катастрофических последствий для экосистем на планете и для человечества в целом не избежать. И сегодня далеко не последнее слово в решении целого пласта экологических, социальных и этических проблем за самими потребителями, среди которых все больше думающих и ответственных людей. Они подталкивают мировых лидеров моды и именитые бренды к разработке и внедрению стратегий устойчивого развития, инвестициям в людей и планету – к позитивным трансформациям в целом.

Вместе с консультантом по устойчивому развитию, основательницей Агентства изменений Responsible Future Клавдией Шевелюк мы составили гид по самым важным и практичным аспектам ответственного производства и потребления, которые будет легко применить в повседневном «гардеробе» жизни: 

Клавдия Шевелюк1. Пересмотр подхода к шоппингу. Помните, что большинство людей принимают свои решения о покупке импульсивно, руководствуясь эмоциями, а не реальными потребностями. Зачем захламлять свой шкаф, а потом и природу? Но, если таки поддались соблазну и «обросли» лишним или ненужным, отдайте вещи тем, кто будет им рад или нуждается в них.

2. Принимаем во внимание качество. Все очень просто: качественные вещи – вне времени. Они смотрятся лучше, служат дольше, не требуют ремонта или «замены» да и, в конечном итоге, экономят бюджет. Ни обувь, ни одежда не должны быть «одноразовыми».

3. Одежда из переработанных материалов. Отдавайте предпочтение продукции, произведенной из натурального сырья, а также из вторично переработанных материалов. Вещи, которые отслужили свое, отнесите на переработку или утилизацию, особенно если речь идет о синтетике, искусственном мехе и т.п. Тем самым минимизируете вред, наносимый окружающей среде.

4. Новый взгляд на гардероб. Далеко не всегда нужно пополнять его одеждой из новых коллекций, чтобы выглядеть стильно. Second hand, retro, vintage сегодня получают новую жизнь. К тому же, хорошим решением является аренда дизайнерских изделий по случаю, а также формирование капсульных коллекций – в шкафу должны быть базовые предметы одежды, которые можно легко комбинировать между собой и дополнять модными сезонными аксессуарами. Свишинг-вечеринки помогут избавиться от ненужного гардероба: обменяться с подругами либо продать вещи в благотворительных целях.

5. Творческое обновление. Ремонт одежды, перешивка и трансформация в новую модную вещь, апсайкл – креатив и забота об экологии порождают необычные предметы. Например, бижутерия из переработанного пластика или яркие и стильные пляжные сумки из рекламных баннеров. Вы можете попробовать себя как в роли дизайнера, так и покупателя такой продукции.

6. Подарки и wishlist. Согласно опросам, люди часто получают на праздники совсем не то, что хотели бы. И дело не только в том, что это «подпитывает» чрезмерное потребление и истощает ресурсы. Но и в том, что часто те же наборы гелей для душа и шампуни, которые дарят в качестве подарков, представляют угрозу для природы и здоровья из-за содержащихся в них поверхностно-активных веществ. Ничего зазорного в том, чтобы узнать у подруги, что она хочет на день рождения, или составить свой «список желаний», нет.

7. Местные бренды. Покупая продукцию местного производства, мы способствуем сокращению глобальных выбросов углекислого газа в атмосферу, образующихся в результате транспортировки товара через океаны и континенты, а вместе с тем – поддерживаем местного производителя и местную экономику.

8. Органические ткани. Присмотритесь к этикеткам – все больше производителей предлагают покупателям одежду из материалов, которые происходят из органического (контролируемого) сельского хозяйства, где не используются пестициды и удобрения, а также соблюдены права работников. Еще один плюс таких тканей – биоразлагаемость. Т.е. они разлагаются естественным образом с течением времени.

9. Умный маркетинг. При новой покупке поинтересуйтесь у продавца программами лояльности. В Европе и США все чаще к товару прилагается предоплаченный чек, воспользовавшись которым можно сдать обратно вещь, ранее приобретенную в этом магазине. И получить скидку при следующей покупке. При этом одежда будет переработана или пожертвована на благотворительность.

10. Голосуйте кошельком. Просто подумайте, готовы ли отдавать свои деньги тем, кто в гонке за сверхприбылью даже не думает отказываться от использования опасных химических веществ, экономить ресурсы Земли, минимизировать свое климатическое воздействие, обеспечивать должным образом переработку нераспроданных товаров, уважать труд наемных работников и брать на себя ответственность за будущее нашей планеты.

По словам Клавдии Шевелюк, модные бренды и производители уже сегодня сталкиваются с растущим спросом со стороны ответственных покупателей. И многие берут на себя экологическую и социальную ответственность, поскольку понимают, что она обеспечивает им конкурентное преимущество и долгосрочные позиции на рынке. 93% покупателей мира хотят видеть более ответственные бренды – такие, которые будут решать социальные проблемы или проблемы окружающей среды.

«Прогрессивные представители индустрии моды пересматривают цепочки поставок, принимают меры по снижению выбросов парниковых газов, внедряют программы по эффективности использования воды и энергии, пересматривают использование химических веществ на производстве, пересматривают оплату труда и обеспечивают безопасность на рабочих местах, инвестируют в инновации, новые разработки. Выигрывает тот, кто внедряет действительно ответственные практики, а не относится к устойчивому развитию как мимолетной модной тенденции», – рассказала она.