Онлайн-будущее наступило: тренды в образовании и формат, который интересен детям

 Рассказывает Елена Вишнякова, основатель Ukrainian Global School

Культура / Стиль жизни
16 апреля 2021 / Фото: Предоставлены из личного архива
Поделись с друзьями:

Почетный консул Латвийской Республики, мама четверых детей, основательница сети детских садов «Кудрявский» и школы Ukrainian Global School. Елена Вишнякова – женщина, которой, кажется, под силу любые задачи. О том, как изменились тенденции в образовании, как на него повлияла онлайн-среда и как справляется с изменениями UGS, расскажет сегодня Елена, ведь она точно знает, как воспитать самодостаточными людьми не только своих детей.

Елена, вы часто говорите о важности мотивации. Как именно вы формируете ее у учеников Ukrainian Global School? 

Мы прикладываем максимум усилий к тому, чтобы повысить уровень мотивации наших учеников. Связь здесь проста – если ребенок будет хотеть учиться и понимать, для чего ему это надо, его результаты будут высокими. Вместе с коллегами из Англии и Израиля мы разработали уникальную систему оценивания 5Д и адаптировали ее к программе украинских школ, чтобы ребенок мог видеть результаты своих стараний. Основная цель – добиться комплексного оценивания школьника, когда принимается во внимание не только его прямая успеваемость, но и мотивация, психологическое состояние, социальная вовлеченность и т.д. Это непосредственно влияет не только на понимание учениками, каких целей они добились, но и на комфорт и результативность всего учебного процесса.

Чтобы повысить мотивацию детей, важно создать вокруг них комфортное и сбалансированное пространство. Потому что если ребенку будет психологически, социально или физически некомфортно, он пойдет в оппозицию и утратит интерес к знаниям. В UGS мы оборудовали специальные классы, создали инновационную образовательную среду, а учитель здесь – это и педагог, и наставник, и проводник в мир интересного и нового, который на собственном примере показывает, как это здорово – учиться.

Расскажите про STEM-подход – мы знаем, что он лежит в основе системы образования в UGS.

Ukrainian Global School создавалась как школа, которая стремится синтезировать результативные системы и подходы, уже продемонстрировавшие свой успех в других странах. STEM-подход ((S — science (естественные науки), T — technology (технологии), е — engineering (инженерия), М — mathematics (математика). – Прим. ред.) – не новинка, но именно в Израиле система реализована наиболее эффективно. Поэтому мы тесно сотрудничаем с израильскими учебными заведениями, центром подготовки преподавателей. Мы взяли за основу версию, где в школе преподают не только урок, но и подход. Таким образом, ребенок шире смотрит на предмет и легко улавливает его взаимосвязь с реальной жизнью. Комплексность и практическое применение навыков – один из многих принципов, реализованных в нашей школе.

Тренды в образовании

Есть ли у вашей школы зарубежные партнеры? 

Да, безусловно, потому что программа кооперации на международном уровне – путь к успеху. Ведь, ориентируясь на сильных, мы выбираем правильный вектор и понимаем, куда двигаться дальше. Мы работаем с израильской школой The Hebrew Reali School Haifa, школами Великобритании (Bishopstrow College, Padworth College), Германии (Stadtgymnasium Dortmund), Латвии (Rīgas Ukraiņu Vidusskola), а также с Сингапуром и Америкой.

Есть ли в Ukrainian Global School какая-то фишка? Если да, расскажите о ней. 

В Ukrainian Global School стандарты и подходы совершенствуются ежедневно – как для педагогов, так и для учеников, наверное, в этом и есть наша фишка. На базе UGS создан сильный методический центр с зарубежными специалистами из Англии, Сингапура, Израиля. С момента открытия школы мы были ориентированы на международное партнерство, и это дает возможность ученикам становиться участниками программ обмена и различных конкурсов. Если фишка – это ценность, то у нас она есть. Мы стремимся воспитывать наших учеников в духе мультикультурных ценностей, взаимопонимания и дипломатии, самореализации и расширения горизонтов. Мы не школа на 1000 человек, мы камерная школа формата family type, где важны семейные ценности и индивидуальный подход к каждому.

Тренды в образовании

А что относительно профориентации? 

В Украине это не новая история, но далеко не все школы доводят этот процесс до конца, то есть до момента выбора профессии ребенком. В то же время за рубежом профориентация еще в школе используется как подход очень давно. В Ukrainian Global School существуют договоренности с рядом компаний в разных отраслях, дети посещают их в рамках программы обучения, узнают о том, как работает, скажем, юридическая отрасль или как выглядит закулисье кинотеатра. В профориентации большое участие принимают родители, они помогают детям готовить проекты – например, одним из главных в последнее время были выборы в парламент школы: мы избирали президента, министров. Через призму такой игры дети окунаются в политический контекст.

В нашей школе сильная программа лидерства – это адаптированная израильская система, которая является одной из самых эффективных в мире. В начальной школе дети ходят на экскурсии, а в старших классах изучают эти направления глубже. Я хочу подчеркнуть важность нашего сотрудничества с родителями, когда они принимают активное участие во всех наших идеях, помогая детям в выборе профессии.

Расскажите, как изменилась работа вашей школы в условиях карантинных ограничений? Вы были готовы к дистанционному формату образования?

Конечно, не был готов никто, причем как в Украине, так и в зарубежной образовательной системе. Все было основано на офлайне, и онлайн – это была новинка абсолютно для всех. В сегменте начальной школы и детского сада это было особенно сложно. Но мы постарались, и я благодарна своей команде, которая проявила себя сплоченно и профессионально. Думаю, нам удалось адаптироваться и проявить свою гибкость.

Сейчас онлайн – повседневность. Мы отточили и выработали те методы, которые демонстрируют свою эффективность, но не останавливаемся на этом. Мы ввели онлайн-экскурсии по столицам, постоянно думаем о том, что еще интересного можем предложить детям. Учителя разрабатывают интересные программы, поскольку интерес – единственное, что может удержать фокус ребенка и простимулировать его к учебе в условиях дистанционного обучения. 

Тренды в образовании

А как повлияло дистанционное обучение на поведение детей? Они оказались готовы к новым реалиям?

Хотела бы рассказать об этом с позиции мамы четверых детей. Все они учились в трех разных школах на качественных онлайн-программах – у меня не возникло вопросов ни как у мамы, ни как у специалиста. Конечно, когда дети год учатся дистанционно, социально-психологический момент присутствует: дети привыкают к отсутствию физического контакта с учителем и одноклассниками, и им сложно вливаться в привычную систему.

Жизнь изменилась, и у нас нет вариантов – учиться в онлайне сейчас стало нормой. Детям пришлось стать внимательнее, дисциплинированнее, практически «читать между строк». Онлайн лишил нас очень важной составляющей – общения, поэтому родителям сейчас нужно стараться вводить детей в социальный круг, чтобы не был утрачен физический контакт со сверстниками.

Есть ли разница между государственным регулированием процесса дистанционного образования в Украине и в других странах?

Его нет ни в нашей стране, ни в какой-либо другой. Предполагается, что школа меняет формат, но не программу. Есть страны, которые рекомендуют ту или иную платформу, осуществляют поддержку школ и детей. Например, в Америке учитель может проходить бесплатные тренинги, которые помогут ему в работе. 

На старте проблема была в том, что мы не знали, какими инструментами и платформами пользоваться. Я считаю, что тот, кто ищет, всегда найдет. Наша школа воспитывает семейные ценности, мы близки и интересуемся жизнью каждого ребенка и каждого учителя. Поэтому психологическая и командная поддержка наших педагогов помогла детям преодолеть эти сложности. 

Тренды в образовании

Какова роль родителей в организации онлайн-обучения?

Роль родителей в процессе обучения детей важна всегда, не только в период онлайна. Но особенно ценна она для маленьких детей – в детском саду и в начальной школе. Могу сказать, что благодаря усилиям и поддержке родителей нам удалось «победить» онлайн, исключить пробелы в обучении и показать достойный уровень знаний всех школьников.

Организация учебного процесса дома – это задача родителей, семьи. Учитель при всем желании не может этого сделать. Также важна контрольная функция: заходить в комнату, проверять подключение, качество картинки, звука, понимает ли ребенок материал. Важно настроить детей на то, что дистанционное обучение – это не каникулы. И нужно донести ценность получения знаний – вне зависимости от того, в каком формате это происходит. Если семья включена в процесс, мы видим потрясающие результаты, ничем не отличающиеся от обучения в офлайне.

Недавно учащиеся нашей школы заняли два призовых места в конкурсе архитекторов, занимают призовые места на олимпиадах. Это говорит о том, что онлайн-версия может быть качественной и эффективной. Важно организовать и общение в коллективе, поэтому часть времени отводится не для уроков, а для разговоров и игр между детьми.

Мы общаемся с коллегами и узнаем опыт других стран, чтобы понимать, чем дополнить процесс онлайн-образования. Школа уже не станет прежней, поэтому наша задача – обеспечить стабильную, эффективную версию онлайн-обучения. 

Реклама