Монограммы: буквы, которые никогда не выходят из моды

И советы, как зарегистрировать монограмму в Украине

Культура / Стиль жизни
14 апреля 2020 / Фото: Getty
Поделись с друзьями:

В 1896 году сын дизайнера Луи Виттона придумал способ «маркировать» зарождающийся бизнес отца, и вот уже более столетия переплетенные буквы LV с цветочным узором вокруг являются одним из самых узнаваемых символов в мире. Своими монограммами также могут похвастаться Fendi, Chanel, Gucci, Yves Saint Laurent – за стилизованными буквами алфавита в индустрии моды стоят мощные бренды. И иногда даже в судебном порядке отстаивают свое монопольное право на их использование. Например, два модных дома – Gucci и Guess девять лет вели войну за логотип в виде буквы G.

Дело было отправлено в суды пяти стран, но спор оказался не таким простым, как изначально думал Gucci. И лишь спустя годы стороны заключили мировое соглашение, условия которого до сих пор хранят в тайне.

Так что же представляет собой монограмма? Об этом мы поговорили с патентным поверенным, управляющим партнером компании IPStyle Марией Ортинской.

МонограммаМонограмма – это комбинация из двух или более букв (как правило, это инициалы дизайнера), используемых для идентификации производимой продукции или в качестве логотипа. И такая уникальная комбинация может быть зарегистрирована как торговая марка. Главное – она должна обладать отличительными особенностями. То есть позволять отличать товары или услуги одного бренда, производителя от других (посредством стиля, оригинальных шрифтов, элементов графики и т.п.). Яркий пример стилизации изображения – YSL. А вот сами по себе буквы алфавита зарегистрировать не удастся.

МонограммыЗарегистрировать монограмму в Украине может как компания, так и частное лицо. При этом последнему не обязательно быть предпринимателем. Иными словами, начинающий дизайнер, который только разрабатывает концепцию своего бренда, уже может подавать заявку на регистрацию торговой марки. Для этого ему нужно определиться, для какой продукции он будет ее использовать. Например, одежда и обувь – это один класс Международной классификации товаров и услуг (International Classification of Goods and Services for the Purposes of the Registration of Marks), ремни, сумки и зонты – другой, ювелирные изделия – третий, блокноты и ежедневники – четвертый и т.д.

МонограммыСледующий шаг – проверка торговой марки на схожесть и тождество. Может так оказаться, что «ваша» монограмма уже принадлежит другой компании и используется для тех же товаров, скажем, сумок и обуви, для которых планировали использовать ее и вы. При этом важно проверять не только сочетание букв, но и графическую их реализацию. Добавив им индивидуальности и характерности, можно минимизировать риск получить отказ в регистрации. Впрочем, как и обвинения в нарушении чьих-либо прав. Да и избежать ситуации, когда потребитель может просто перепутать бренды.

ChanelК слову, не так давно модный дом Chanel отстоял в суде свою двухбуквенную монограмму, которую часто называют double C. Логотип был создан в 1925 году Коко Шанель и с тех пор является важной частью имиджа бренда. Две простые буквы, скрепленные между собой как олимпийские кольца, не теряют привлекательности на протяжении многих-многих лет и «украшают» собой всю продукцию Chanel, будь то элегантная сумка, обувь, парфюм или украшения. Неудивительно, что любое «посягательство» на схожесть с двумя культовыми буквами французский люксовый бренд пресекает через суд. Так, два года назад Chanel выиграл дело в отношении ювелирной компании Golden Rose 999, оспорив используемый ею логотип в виде двух перевернутых букв S.

Монограммы брендыКоль уж речь зашла о защите монограмм, стоит отметить еще один аспект. Допустим, вы – производитель модной одежды для дома. По вашему заказу дизайнер стилизовал монограмму, сделал ее уникальную визуализацию. В таком случае первое, что необходимо предпринять, – заключить с дизайнером договор о передаче вам имущественных авторских прав. Поскольку то, что вы дали задание, утвердили стилистику и оплатили работу дизайнера, еще не означает передачу вам авторских прав. И без подписания договора они останутся у дизайнера. И как несложно догадаться, он может самостоятельно использовать созданную им монограмму или же продать авторские права на нее кому-то другому. Например, вашему конкуренту.

МнограммыИ последнее. Монограмма может использоваться компанией или частным лицом для какого-либо продукта или услуги, но она не может быть защищена законом до тех пор, пока не зарегистрирована как торговая марка. И тут важно помнить: кто первым подал заявку в ведомство по интеллектуальной собственности и получил соответствующее свидетельство, тому и принадлежит монограмма.