Как и куда девать старую одежду, если она вам уже надоела

В вопросе разбирался фешн-редактор Harper`s Bazaar Антон Еременко

Культура / Стиль жизни
5 марта 2020 / Автор: Антон Еременко / Фото: Stella McCartney
Поделись с друзьями:

Пару месяцев назад я брал интервью у японского байера и совладельца сети магазинов United Arrows Хирофуми Курино. «Те, кто покупают дизайнерскую одежду, тратят деньги очень осторожно. Кроме того, сейчас все популярнее думать о том, куда деть вещи, которые вы уже не носите», – среди прочего рассказал мне мистер Курино. После этого разговора я задался вопросом: сознательно ли украинцы расстаются с одеждой, которая им надоела?

Оказалось, что инициатив и магазинов, где можно перепродать свои старые вещи и найти что-то уникальное для себя, огромное количество, нужно только выбрать удобный формат. «На этих онлайн-платформах вы можете продать свои вещи и вернуть часть потраченных на их покупку денег для себя или для других, – говорит соосновательница благотворительного магазина “Ласка” Елена Линькова. – Пример такого сайта – murahy.com. Классные вещи можно продать на винтажном маркете Kyivness, сдать на реализацию в комиссионные магазины, такие как GoodBuyFashion, поучаствовать в ежемесячном городском фестивале “Кураж Базар” или пожертвовать нам в “Ласку”. А замечательное приложение Helpmap облегчит поиск объекта помощи».

И в самом деле, приложение Helpmap позволяет увидеть расположение всех организаций, занимающихся приемом самых разных вещей – от детских игрушек до одежды и книг. Сейчас в Украине таких организаций около тысячи. Уже давно на карте Киева стоит отметка комиссионного магазина GoodBuyFashion, открытого Натальей Исуповой. «Проблема перепроизводства одежды была главным поводом для начала проекта GoodBuyFashion еще в 2005 году, – рассказывает Исупова. – Сегодня эта проблема уже очевидна для многих и вышла на новый уровень. О ней заговорили в высших эшелонах корпораций и правительствах стран – мировых лидеров (конечно, не без помощи активистов). Это вселяет надежду, потому что кардинально ситуацию с перепроизводством можно изменить лишь сверху. Отдельные активности и личные инициативы формируют навыки осознанного потребления и стиля жизни – я убедилась в этом на собственном опыте. А систему может поменять только сама система».

Проблему перепроизводства одежды уже признали все: и модные конгломераты, и гиганты масс-маркета, и небольшие нишевые марки. Первые вводят для своих брендов нормы потребления ресурсов, вторые – перерабатывают старую одежду в новые ткани, третьи – отслеживают всех поставщиков и не производят лишнего. «Мода стала слишком быстрой, производство растет, масс-маркет стимулирует покупать чаще реальной потребности, а срок службы купленной одежды год от года становится короче, – отмечает Линькова. – Но масштаб проблемы не столь очевиден, ведь почти нет информации о том, как была произведена вещь. Мы ждем глобальных решений от гигантов фэшн-индустрии, задача которых – сделать цикл производства одежды возобновляемым. А пока нужно стараться продлить жизнь имеющимся вещам, покупать меньше, обращать внимание на качество и поддерживать локальных производителей».

Потребительская гигиена проста, особенно если использовать винтажные вещи, в которые точно стоит инвестировать. «Если покупать качественную одежду, она прослужит долго и может легко переходить от одного владельца к другому, – уверена соосновательница маркета Kyivness Алена Айгенманн. – Винтаж мне нравится в первую очередь качеством. Однажды в Лос-Анджелесе я нашла очки Chanel со стеклами, полностью покрытыми 24-каратным золотом. Не ношу их – просто предмет искусства в коллекции».

Ценность винтажа понимает и Наталья Исупова: «Во-первых, старые вещи производились из более качественных тканей и с отменной фурнитурой. Во-вторых, это шанс ее носителю выделиться из толпы Zara-потока при наличии чувства стиля и вкуса. В-третьих, это чистое творчество и увлекательное приключение по поиску себя и своего образа».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от KYIVNESS (@kyivness)

У каждой украинской инициативы своя история создания. «После третьего курса мы с подругой Юлей Кулешовой поехали на все лето в Лондон – именно там и случилась наша любовь к благотворительным магазинам, – вспоминает Елена Линькова. – Через год Юля открыла такой же в Санкт-Петербурге, а я, вдохновившись ее смелостью, решила запустить похожий магазин в Киеве. Мы сортируем одежду: небольшую часть, до десяти процентов, продаем в “Ласке”, остальное распределяем в благотворительные фонды, помогающие нуждающимся. Несколько процентов трикотажа идет на изготовление самобытных ковров из ветоши. Мы очень гордимся проектом Recycled Rugs. Он направлен на поддержку пожилых людей, для которых так важно быть полезными и иметь хобби, а также хоть и символический, но дополнительный заработок (половину стоимости ковров мы перечисляем изготовителям). И это прекрасный пример того, как из непригодных вещей рождается качественный продукт, радующий своих новых владельцев».

Вторичное использование одежды гораздо этичнее – оно снижает потребление ресурсов и на какое-то время приостанавливает растущую проблему с текстильным мусором. Понять, что делать с вещью, легко – уверена Алена Айгенманн: «Сперва оцените ее состояние и поймите, можно ли ее перешить либо обыграть по-новому. То, что пришло в негодность, можно порезать на тряпочки или сделать из этого, например, подушку для кота. Остальные качественные вещи носите долго». Даже часто обновляя гардероб, мы все, к счастью, свободны расставаться с одеждой сознательно, уменьшая при этом вред для окружающей среды.

Теги: