Интеллектуальная мода: 10 правил защиты дизайнерами авторских прав

Важно знать

Культура / Стиль жизни
12 ноября 2019 / Фото: Instagram: @maxmara
Поделись с друзьями:

Представьте, вы заходите в магазин, подходите к зеркальной поверхности – она сканирует ваше лицо и выдает рекомендации, какие косметические средства купить для идеального тона лица. Чтобы убрать круги под глазами, замаскировать пятна и сделать менее заметными морщины. Потом одеваете специальные очки и вуаля – макияж глаз готов! Система распознает контуры глаз и грамотно наносит цветные тени на веки. Фантастика? Нет. Оба изобретения уже запатентованы и принадлежат всемирно известному бьюти-ритейлеру Sephora. Компании из индустрии красоты и моды регистрируют торговые марки и патентуют разработки не реже, чем IT или промышленные гиганты. Но обо всем по порядку.

Что отличает бренд?

Прежде всего, fashion-игроки и модные дома активно защищают свое имя и бренды. Например, Chanel, Dior, Boss, Calvin Klein в свое время зарегистрировали как торговые марки и словесные обозначения, так и графические изображения. Помните известные СС от Chanel? А знаменитые «клетки» Louis Vuitton и Burberry? Они тоже зарегистрированы как торговые марки и, таким образом, защищены от несанкционированного использования другими производителями.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Burberry (@burberry)

Цвет тоже имеет значение

В мировой практике известны примеры, когда в качестве торговой марки регистрируют цвет или сочетание цветов. Вспомним французского модельера Кристиана Лубутена, который уже четверть века делает свои знаменитые туфли на высоком каблуке с красной подошвой и отстаивает за собой эксклюзивное право на них. Да, зарегистрировать ТМ, состоящую лишь из цвета, непросто. Понадобится жесткая аргументация использования такой «отличительной черты». Но, согласитесь, создать свой цвет, сделать его модным и «подарить» конкурентам точно не хочется.

Есть свой фирменный цвет и у Tiffany & Co. Когда-то его выбрал основатель компании Чарльз Льюис Тиффани. Именно он придумал упаковывать украшения в коробочки с бирюзовым оттенком и перевязывать ее белой ленточкой. И сегодня это узнаваемая во всем мире упаковка и по цвету, и по форме. А ведь действительно, важно не только то, какой мы создаем продукт, но и как его презентуем.

«Клетки» и принты, цветовые решения и торговые марки в виде формы.... Кажется, куда дальше? Но еще оригинальнее и еще дальше пошла компания Levi Strauss & Co, которая зарегистрировала строчку джинсов – теперь уже известную и узнаваемую. Кстати, в сентябре 2019 года суд Гуанчжоу по интеллектуальной собственности встал на сторону Levi в деле против Guangzhou Lifeng Textile Company, которая воспроизводила такую же строчку, но на своих джинсах.

Модный фасон

Не менее рьяно в fashion-мире защищают дизайн. Каждый модный дом, разрабатывая новый внешний вид сумки или модель жакета, задумывается о том, как как его охранять. Во-первых, чтобы другие не могли имитировать его. Во-вторых, впоследствии можно грамотно распорядиться лицензией на производство вещи. Как правило, регистрируют дизайн (промышленный образец). Например, Valentino зарегистрировал так дизайн внешний вид своих сумок, Hermes – внешний вид своей парки, а Max Mara – многослойный текстильный материал, предназначенный для изготовления предметов одежды, обладающих ветрозащитными свойствами.

Патентный поверенный, управляющий партнер компании IPStyle Мария Ортинская специально для Harper`s Bazaar Ukraine подготовила несколько практических рекомендаций, которые дадут понимание представителям fashion-индустрии как грамотно подойти к регистрации и защите прав интеллектуальной собственности:

Мария Ортинская1. Оглянитесь вокруг. Создавая бренд одежды или аксессуаров, убедитесь, что не нарушаете чьи-либо права. В частности, важно проверить не только «созвучность» вашего имени с другими брендами, но и не зарегистрирован ли уникальный принт или не запатентована ли уже конструкция кармана, капюшона, ткани, пояса или другого аксессуара. Иначе это – опрометчивое решение, которое рано или поздно приведет к обвинениям в нарушении прав. Тем более, если собираетесь выходить на международные рынки или же торговаться, например, на Amazon.

2. Зарегистрируйте ТМ. Если намерены работать только в Украине, то достаточно и регистрации ТМ в Украине. Если у вас более глобальные планы – масштабировать бизнес на рынок США, ЕС – подайте на базе украинской заявки международную, и заявите страны вашего бизнес-интереса.

3. Не забыть о слогане и логотипе. Не нужно подавать на регистрацию имя вашего бренда, логотип и слоган в одной заявке. Ведь ТМ охраняется в целом, так как она подана на регистрацию. И «оформив» все вместе, вас будет легче обойти.

4. Новизна. Если решили воспользоваться таким инструментом защиты, как промышленный образец и запатентовать, например, форму туфель, то имейте в виду, что правовая охрана предоставляется только при условии, что этот образец является новым, а не общедоступным в мире уже по совокупности признаков. Убедитесь в этом прежде и, возможно, сэкономите деньги и время.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от SAINT LAURENT (@ysl)

5. Контролируйте технологию. Порой, для того, чтобы достичь того или иного визуального эффекта, создаются новые технологические решения – многослойные ткани, новые конструкции комбинезонов, способы покраски или обработки материалов. Запатентовав их, вы не только получите монопольное право использовать данную технологию, а и разрешать или запрещать ее использовать другим компаниям и, соответственно, монетизировать путем выдачи лицензий другим модным домам и производителям.

6. Время деньги. Если дизайнер или предприниматель думает, что займется регистрацией завтра, сразу после того, как «обрастет» клиентами, откроет магазин и продаст первую партию продукции, он ошибается. Ведь конкуренты, патентные тролли и тролли по торговым маркам не дремлют. К тому же, для подачи заявок на патентование дизайнов и изобретений ограничены сроки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Max Mara (@maxmara)

7. Идеи не охраняются. Увы, сама по себе идея ничего не представляет. И защитить ее авторским правом нельзя – это к вопросу частых сетований на то, что кто-то у кого-то украл идею. Если же мы говорим уже о реализации идеи, например, новом методе кроя, то не разглашайте информацию до того, пока не подали заявку на патент. И о том, что собираетесь подавать, тоже не рассказывайте. Никому, кроме патентного поверенного, а с патентным поверенным подпишите договор о конфиденциальности.

8. Важный документ. Если работаете с внешними дизайнерами, обязательно подписывайте договор и предусмотрите пункт о переходе к вам исключительных прав. Часто fashion-компании забывают в творческом порыве о первичной документации, которая в случае чего будет доказательством, что те или иные разработки принадлежат именно вам.

9. Таможенный реестр. Помимо использования всего комплекса защиты прав и инструментов, не лишним будет внести ТМ и промышленные образцы в таможенный реестр, чтобы пресечь незаконный экспорт или ввоз копий продукции.

10. Маркировка. Целлофан, термос, аспирин – в некоторых странах уже утрачены эти ТМ из-за неконтролируемого их использования и трансформации в общеупотребимое понятие. Просто помните об этом, когда в следующий раз будете решать – указывать, например, в рекламном постере, что ваша ТМ зарегистрирована или нет. Кстати, не так давно Tiffany & Co. спорила с крупным ритейлером Costco относительно того, стала ли фраза Tiffany Setting для колец общеупотребимой.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Prada (@prada)

Чтобы избежать такой проблемы, маркируйте соответствующим образом свои обозначения: ТМ в верхнем регистре – заявка подана на регистрацию, R в кругу ® – ТМ зарегистрирована, C в кругу © –  знак правообладателя. Patent Pending – подана заявка на получение патента, а если изобретение уже запатентовано – Patent и номер патента.

Кроме маркировки в оффлайне, помните и об онлайне. Многие бренды на своих сайтах на отдельной странице размещают все свои зарегистрированные IP-объекты, а также условиях их использования. Например, официальный логотип, слоган или фотографии продукции. Это хорошая практика. И журналисты, и блогеры, и конкуренты всегда будут видеть, что это ваши объекты.