Digital fashion manifest: как AR и виртуальная реальность меняют модную индустрию в 2020

Новая реальность

Культура / Стиль жизни
18 сентября 2020 / Фото: Fabricant
Поделись с друзьями:

Представьте себе, что единственный предмет гардероба в вашем шкафу – черный комбинезон. При этом ваши луки в соцсетях составлены из огромного количества предметов одежды и аксессуаров, которые вы можете надеть в любую секунду. Ко всему прочему, вам даже не нужно сдавать их в химчистку. Звучит как «что-то из области фантастики»? Или как будущее, в котором мы уже одной ногой находимся? Специально для Harper’s Bazaar СЕО и сооснователь студии Instagram-фильтров FFFACE Дмитрий Корнилов помог разобраться, как дополненная и виртуальная реальность влияет на модную индустрию уже сегодня. 

Дима КорниловВпервые цифровая мода громко заявила о себе в 2019-м, когда группа дизайнеров The Fabricant продала цифровое платье (то есть его 3D-модель) за 9500$. С тех пор одна из участниц группы Cat Taylor (также известная как Cattytay) начала внедрять концепт взаимодействия моды и технологий в крупнейшие модные дома и бренды, среди которых Alexander Wang, Selfridges и Balenciaga. Суть этого события абсурдна и революционна одновременно. Да, человек приобрел 3D-модель одежды, с помощью которой он может генерировать свои фото в нем, но никогда не сможет надеть вживую.

Во время пандемии COVID с вынужденным дистанцированием онлайн/цифровое/виртуальное воплощение фэшн стало не просто красивым концептом, а необходимостью. Как следствие, в 2019-2020 годах в сегменте цифровой моды выстрелили все варианты: цифровая примерка, полуцифровая одежда, цифровые украшения и виртуальные показы мод.

Виртуальная примерка

Виртуальная примерка – концепт, который идеально подошел для представителей бьюти-индустрии. Как результат, практически все топовые мейкап-бренды выпустили свои Instagram/SnapChat-фильтры и отдельные приложения для примерки и покупки косметики. А белорусский стартап Wanna Kicks реализовал каталог для виртуальной примерки обуви, в котором присутствовали лучшие модели от Nike, Puma и других брендов, а также подборки от таких лидеров ритейла, как GOAT.

Дополненная реальность

Кроме того, технология AR-примерки была успешно применена практически всеми топовыми производителями очков (среди украинских брендов это Casta от «Люксоптики») и украшений. Вот, например, как выглядит примерка сережек от Bevza:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от FFF*** (@ffface.me)

Пока что виртуальная примерка доступна только для отдельных предметов одежды. Технологические гиганты Apple, Facebook, Snapchat, Google и Amazon продвинулись лишь на этапе распознавания лица и рук, в то время как независимые разработчики (например, Wanna Kicks) осилили трекинг ног. Следующей целью является трекинг тела человека целиком, что наконец-то позволит примерять платья, костюмы и другие предметы основного гардероба. По слухам, этот рубеж преодолеют уже в следующем году, поскольку первые тесты данного функционала уже были замечены в Snapchat.

Цифровые луки

Люди начали осознавать, что внешний вид в социальных сетях стал иметь куда больший вес, чем в реальной жизни. Отсюда возник тренд на продукты, помогающие генерировать уникальные цифровые наряды, в которых фотография твоего реального тела сочетается с «надетой» одеждой. В начале этого материала уже упоминался нашумевший кейс The Fabricant, а в этом разделе можно обратить внимание на украинскую платформу Dress-X. На ней дизайнеры продают цифровые версии одежды в 3D, покупая которые вы получаете свои фотографии или видео с интегрированными в них вещами. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от DRESS-X (@dressxcom)

Скептик может спросить: я правильно понимаю, что люди покупают свои отфотошопленные фотографии по цене реальной одежды? Да, все так, однако данная тенденция выглядит странной лишь с практической точки зрения потребления одежды. С точки зрения моды такой ход является оправданным, ведь вы получаете необходимое внимание аудитории, а ваш шкаф не захламляется очередным платьем на один день. Does it make sense? Totally!

Полуцифровая одежда

К этому концепту было несколько подходов, и каждый из них отличался позиционированием. Сначала хайповый бренд Vetements запустил худи, которое активировалось через приложение, заставляя ожить мультфильм на принте:

Концепт не стал популярным, поскольку требовал установки приложения, да и Vetements сделали это скорее for fun. Затем Carlings запустил базовую футболку, которая дополнялась разными цифровыми принтами через Instagram-фильтры. Бренд более основательно подошел к вопросу и смог заявить о себе как о первом производителе AR-одежды. Таким образом, при съемке через Instagram человек мог получить до 20 разных принтов для своей базовой белой футболки.

Практически одновременно с Carlings коллекция AR-одежды была запущена и в Украине. Бренд FINCH совместно со студией по созданию Instagram-фильтров FFFACE разработали капсульную коллекцию с AR для хайпбистов. Ее отличительной от предшественников чертой являлся выход в 3D. То есть, кроме того, что каждый предмет одежды имеет по несколько цифровых режимов, все они «оживляют» одежду за пределами плоскости принта, буквально вырываясь из тела человека. Помимо этого, в комплекте с одеждой были представлены комплиментарные фильтры для селфи, которые дополняют образ.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от FFF*** (@ffface.me)

Важно отметить, что идея нашла продолжение и бренд Pepsi презентовал свой limited edition мерч в рамках этой же коллаборации и таким образом стал первой FMCG-компанией в Украине, которая была представлена на Ukrainian Fashion Week.

Диджитал маски

В конце стоит добавить, что потенциал данного направления (как и направления полностью цифровых луков) усиливается трендом на ответственное потребление. В итоге мы получаем больше контента с новыми луками, меньше физической одежды и меньше вреда для окружающей среды. Важным моментом является и то, что, используя такую Instagram-одежду для создания контента, потребители автоматически продвигают Instagram-аккаунт бренда, на котором размещен фильтр. То есть, пользуясь преимуществами полуцифровой одежды, вы автоматически ее рекламируете для всей своей аудитории.

Виртуальные показы мод

Первый бум данного юзкейса произошел еще в 2017 году. Тогда параллельно с физическим показом произошел VR-показ Lumier Garson на Mercedes-Benz Fashion Week в России и VR-показ на New York Fashion Week.

На протяжении следующих лет подходов к данной технологии становилось все больше. Это связано с лобби технологических гигантов. Как раз тогда Samsung выпустил свой VR-хедсет, которому пытались найти как можно больше разных применений. Стоит отметить, что этот тренд не обошел стороной и Украину. Так, в 2018 году бренд Сереброва провел VR-показ на Ukrainian Fashion Week. Важно отметить, что все эти кейсы были больше PR-ходом, чем реально полезными проектами. 

 Это связано с двумя факторами:

1) в VR-шоу не было реальной необходимости, те, кто реально хотел поприсутствовать, могли сделать это, а остальные могли довольствоваться трансляцией на Youtube;

2) количество девайсов для реального VR-опыта (то есть VR-хедсетов) было таким незначительным, что позволить себе сполна ощутить технологию могли в основном супергики или посетители демостендов.

Все изменилось в 2020 году, когда из-за карантина VR-фэшн-шоу стали необходимостью. В этом году их проводили Prada, Malan Breton, Helsinki Fashion Week и многие другие площадки/бренды:

Среди украинских брендов на эту территорию еще до карантина зашел Finch, который совместно с FFFACE представил коллекцию одежды абсолютно виртуально.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от FFF*** (@ffface.me)

Несмотря на то что виртуальные показы не могут полностью заменить офлайн, можно говорить о том, что они становятся дополнительным инструментом коммуникации фэшна, а также способствуют развитию тренда на цифровые луки. Основная причина такой ситуации – отсутствие у людей подобного опыта, как и опыта покупки одежды только для цифровых луков.

Тем не менее инструмент развивается и из плоского и нереалистичного переходит в статус понятного и впечатляющего. Вероятнее всего, как и в случае с дополненной реальностью, толчок данному юзкейсу даст появление массового девайса для переживания подобного опыта (например, новых очков от Apple). 

Дополненная реальность для fashion-съемок

Идеальные луки с идеальными моделями остались в прошлом. Они перестали выполнять свою основную функцию – впечатлять потребителей. С другой стороны, продолжает расти тренд на контент с неидеальной красотой, который выделяется из ленты за счет своей нестандартности.

Основными инструментами для производства такого контента стали фильтры с дополненной реальностью и компьютерная графика. Так, в фэшн-сегменте в этом направлении уже активно работают такие бренды, как Nike, Gucci, Versace.

Каждый из них выпустил подборку Instagram-фильтров, которые используются как для генерации контента от пользователей, так и для съемки собственного быстрого контента.

Как итог

Все представленные направления еще 2 года назад были чересчур сырыми и не могли выйти за рамки концепт-проектов. Теперь же они являются юзкейсами, которые выглядят достаточно полноценно и проходят процесс шлифовки аудиторией.

Да, цифровые луки имеют смысл с практической точки зрения. И нет, они пока не могут стать полноценной заменой обычному фаст-фэшну. В свою очередь, виртуальные показы наконец стали полноценными с точки зрения визуальной подачи, но все еще остаются непривычными даже в условиях отсутствия офлайн-альтернатив.

Мой прогноз касательно всех направлений – усиление их позиций аж до тех пор, пока мы все не будем носить один и тот же голографический комбинезон, удобный и практичный, а различаться будем кастомными цифровыми одеждами и аватарами, как в фильме Scanner Darkly.