Дарья Шаповалова о переезде в Америку, бизнесе по местным правилам и первом опыте в технологиях

Новая эра

Культура / Стиль жизни
10 сентября 2020 / Фото: Оля Хельга
Поделись с друзьями:

Дарья Шаповалова – основательница мультибрендового шоурума и платформы More Dash, экс-креативный директор и основательница Недели моды Mercedes-Benz Kiev Fashion Week (2010-2017), а также конференции Fashion Tech Summit (Kyiv/Los Angeles/Paris). В интервью для Harper`s Bazaar Дарья рассказала  об идее создания Dress-X, текущем положении дел и глобальных целях на будущее. 

Как пришла идея создать платформу по продаже digital-одежды?

Когда More Dash уже активно и успешно функционировал в Париже, я осознала, что будущее моды – в ее связи с технологиями. Мне в традиционном модном бизнесе сильно не хватало скейла и виральности. Я поняла, что хочу строить проект, который будет развиваться по другой модели, нежели та, в которой я привыкла работать. Именно поэтому я приняла решение ехать в технологическую столицу мира – Сан-Франциско, чтобы получить степень MBA. Мне было важно понять, в чем то будущее моды, которым хочу заниматься именно я, и как его можно сделать интереснее в сотрудничестве с людьми, которые уже давно занимаются tech, ведь самые интересные проекты в бизнесе рождаются на стыке разных индустрий. Таким образом, сначала появился проект Fashion Tech Summit – впервые конференция состоялась в 2015 году, после чего я окончательно поняла: пора открывать для себя другие миры, и в 2017-м после очередного (и последнего) сезона Недели моды я с билетом в один конец и двумя чемоданами улетела в Калифорнию. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от DRESS-X (@dressxcom)

Пробыв год в Сан-Франциско, я поняла, что мне интересно развивать тему контента и ритейла, как-то их объединить, ведь зачастую именно контент является драйвером для ритейла. Появился интерес в изучении привычек и поведения потребителя. В 2019 году в рамках компании More Dash я и мой бизнес-партнер Наталья Моденова запустили content-driven pop-up stores в большом торговом пространстве Лос-Анджелеса, (куда я к тому времени переехала), где потребитель мог прийти в студию и создать контент для соцсетей в полностью подготовленном для этого пространстве: там присутствовала одежда, оборудование, фоны для съемки. Проект начал активно развиваться, потребители делились созданным контентом и по итогу возвращались и покупали те вещи, в которых снимались ранее. 

Одним из главных катализаторов полного перехода в digital стал именно карантин, который ввели в феврале, и стало ясно, что интерес к физическим пространствам теряется. В этот момент мы поняли, что нужно делать тот же experience, только исключительно онлайн. Так мы пришли к идее делать digital-одежду без дополнительных итераций.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от DRESS-X (@dressxcom)

Какую проблему вы хотели решить? Ведь стартап – это всегда об улучшении существующих решений.

Мы увидели, что у потребителей есть нарастающая привычка покупать одежду исключительно для создания контента в соцсетях. На данный момент существует статистика, которая гласит, что 9% покупателей в таких развитых странах как Великобритания, например, приобретают вещь для того, чтобы сделать в ней фотографию и запостить в Instagram, Facebook и т.д. Таким образом, мы захотели убрать все дополнительные итерации и упростить процесс до трех действий: купить digital-вещь, прикрепить ее к фотографии и запостить. 

Еще одной проблемой, которую мы пытались решить во время подготовки проекта, было перепроизводство одежды и защита окружающей среды. Нельзя забывать о том, что fashion-индустрия – одна из самых неэкологичных: например, при изготовлении одной базовой белой футболки в атмосферу попадает 6,5 кг CO2, а при создании digital-вещи – всего 0,312 кг.  Разница – в 95 процентов. Также на данном этапе 1% от продаж digital-одежды мы передаем организации No More Plastic.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от DRESS-X (@dressxcom)

А как вы лично сейчас относитесь к шопингу? Планируете ходить по офлайн-магазинам или останетесь в онлайне?

Прошло уже больше полугода с момента начала карантина, и на самом деле я до сих пор не знаю, открыты ли торговые центры и бутики в Лос-Анджелесе. Сейчас как раз собираюсь в отпуск и хочу купить купальник, и точно сделаю это в онлайне. Эпидемия внесла свои коррективы в походы по магазинам, некоторые из них для меня не совсем комфортны. Тем более онлайн-ритейлеры сделали абсолютно friendly user experience, что очень подкупает.

Какие дизайнеры и 3D-создатели уже представлены на платформе и какова средняя стоимость digital-вещи?

На данном этапе на платформе уже представлены Alena Akhmadullina,        Arnaud Pepin-Donat, Eva Sviridova, Fatemeh Gholami, Harriet Blend, Kota Yamaji, Nina Doll, Ophelica, Paskal, Studio PMS, и буквально на днях усилиями команды и лично моего бизнес-партнера мы подключили культовый бренд The Fabricant. Стоимость изделия в среднем составляет 50$, есть образцы и за 30$, и за 120$, но мы активно работаем над снижением стоимости продуктов. Для меня в Dress-X важно еще и то, что мы даем возможность становиться дизайнерами одежды тем, кто не хочет иметь дело с производством, но кто хочет творить. По сути, каждый может теперь быть дизайнером. Я знаю, что такое производство, и теперь его можно перенести в цифру – и это настоящая революция.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от DRESS-X (@dressxcom)

Как быстро планируете придать стартапу еще большей технологичности?

На данном этапе процесс уже частично автоматизирован, что позволяет нам надевать вещи на «сложные позы» на фотографиях. Сейчас мы работаем над полной автоматизацией процесса, добавлением опции примерки в реальном времени, запуском приложения.

Какой цели вы хотели бы добиться в рамках проекта?

Я хочу продать миллиард digital-вещей, которые не загрязняют среду отходами. Мы создаем новый fast fashion, и он точно в digital.