AR как форма художественного выражения и новый вид демонстрации искусства

Новая реальность 

Культура / Стиль жизни
3 февраля 2021 / Фото: Art by @alexandersurnin
Поделись с друзьями:

Социальные сети стали проводниками последних мировых трендов визуального искусства и получили власть над вниманием миллионов человек. В то же время дополненная реальность все сильнее размывает границы между искусством и digital-искусством. Мы пообщались с командой дизайн-студии визуальных коммуникаций Areyes, чтобы узнать, каким образом Social AR становится новым полигоном для художественного выражения. 

Искусство (Art) и AR встречаются в трех случаях: когда AR-эффект можно расценить как искусство, когда AR-эффект является переосмыслением (в нем чувствуется влияние произведения искусства) или когда AR используется для демонстрации произведений искусства.

AR как новый полигон для творчества

Последнее время все больше художников направляют свои силы в AR, и мы говорим о реальных художниках, а не просто разработчиках, программистах или любителях. Почему? Дополненная реальность – это квинтэссенция того, что нужно многим творцам. Технология предоставляет огромные возможности в плане инструментария и реализации идей. Например, создать интерактивный, динамичный и многослойный арт. Произведение теперь взаимодействует с человеком непосредственно, а не опосредованно. Раньше это было возможно только на перформансе или для узкого круга зрителей, интересующихся искусством. А сегодня каждый человек может взаимодействовать с артом и даже стать его частью. 

AR как новый полигон для творчестваAR признана искусством

Когда дело доходит до Social AR, важно подчеркнуть, что AR-эффекты Instagram и линзы Snapchat позволили многим художникам сообщества продемонстрировать свое творчество и уникальное видение. Есть творцы, которых давно следует признать настоящими художниками благодаря их графическим способностям и воображению. В своей статье под названием The Power of Face Filters as Augmented Reality for the Masses Джессика Херрингтон утверждает:

«AR-эффекты сами по себе являются новыми формами искусства. Поскольку мы часто используем инструменты социальных сетей для создания AR-искусства, то результат по своей сути является формой постинтернет-арта».

Этот вид искусства, по словам Херрингтон, по-своему уникален, и его можно описать следующим образом:

- нет четкого разделения между произведением искусства и наблюдателем, поскольку пользователь AR-эффекта становится одновременно и участником действа;

- у пользователя нет четких инструкций, как проявить AR-эффект, исследование является частью творческого процесса;

- все происходит в виртуальном мире, поэтому контент может быть доступен в любое время и в любом месте, к тому же он физически ничего не меняет ни в окружающем пространстве, ни на лице пользователя. Если коротко, «он быстрый, обратимый и им легко делиться с другими»;

- чаще всего для исследования «эскейпизма, освобождения, комедии и самовыражения» требуются сюрреализм и футуризм.

Некоторые из AR-эффектов рассказывают нам историю, например, SIMULATION от Девида Оурели представляет собой довольно резкое изображение быстротечности жизни человека. Другие же художники индивидуально  решают, как интегрировать свое искусство в среду дополненной реальности. Например, художник-абстракционист Филип Кустик организовал полноценный перфоманс на улицах Лондона, а UK артист Doddz обнаружил, что ему не хватает художественных галерей и выставок, которые он любил посещать, и построил свои собственные. Но в отличие от закрытых галерей в его обществе галерея Doddz будет открыта для всех и везде. (Работы, которые описываются в тексте, были указаны выше. – Прим. ред.)

AR как новый полигон для творчестваAR под влиянием искусства

Есть также много AR-эффектов, которые можно рассматривать как современную технологическую интерпретацию существующих произведений искусства. Помимо того что эти эффекты олицетворяют знаменитых персонажей, их авторы зачастую вкладывают туда глубокие смыслы. Например, в Instagram-игре, которую наша команда разрабатывала для брюссельского художника Бенджамина Спарка, был заложен определенный месседж. Автор решил использовать Social AR как новую площадку для экспериментов ввиду того, что большинство музеев и галерей во время пандемии были закрыты для публики. 

«Люди теперь ведут хронику своего искусства в социальных сетях, становясь при этом более творческими. Моя AR-игра – это аллегория борьбы художников на арт-рынке, где художникам приходится иметь дело со всеми, включая прессу, галереи, фанатов, и они постоянно спешат, чтобы добиться цели. Это то, что отражает игра», – упоминал Спарк

Демонстрация искусства с помощью AR

Дополненная реальность уже много раз использовалась для демонстрации искусства или для улучшения музейных экспозиций, например путем анимации изображения или показа дополнительной информации о произведении искусства. Один из самых ярких примеров – это Virtual Wing в галерее Tate Britain, созданный на основе Spark AR в Instagram. Восемь картин с дополненной реальностью были выбраны из-за «необычных или невыразимых историй, стоящих за ними, будь то о художнике, предмете или историческом контексте, которые в противном случае могли остаться незамеченными». Например, однажды разорванная картина Тернера «Лов на Блайт-Сэндс при начавшемся приливе» снова разрывается на части на экране телефона пользователя. Еще одна картина с дополненной реальностью – картина Доры Кэррингтон «Ферма в Уотендлате». Вот как объясняет это тематическое исследование tech.fb.com:

«Это произведение сопоставляет огромные пышные горы с двумя крошечными женскими фигурами на переднем плане. Отвергая социальные нормы и условности, касающиеся женственности, AR-эффект камеры Instagram запускает анимацию, в которой все относительное смещается для мощной смены ролей».

Или другой пример. Enlive – это проект, в рамках которого с помощью дополненной реальности пользователю предоставляется информация об элементах архитектуры в общественных местах.

Между тем почти два года назад Майкл Хейли Голдман, директор будущих проектов Мемориального музея Холокоста в США, задал вопрос: «Как показать 6 миллионов убитых как людей, а не как цифры?» Дополненная реальность стала ответом. Фотографии еврейских жертв холокоста были визуализированы с помощью AR, и теперь на них можно увидеть имена каждого отдельного человека.

Aвторы двух виртуальных выставок обнаружили совершенно иную причину использования дополненной реальности для демонстрации искусства. Результатом сотрудничества Intel, Smithsonian American Art Museum и Sansar стал портал Snapchat AR, который позволял каждому посетить выставку Burning Man, используя только свой телефон.

Демонстрация искусства с помощью AR

«Хотя более 30 миллионов человек ежегодно проходят через двери музеев Смитсоновского института, сотни миллионов никогда не смогут посетить их лично. Виртуальная и дополненная реальность дает этим людям доступ к коллекциям Смитсоновского института, исследовательским и образовательным ресурсам независимо от их возможности физически посетить музей или исследовательский центр», – сказал в своем заявлении Джон Бонини, вице-президент и генеральный менеджер VR, Gaming и Esports в корпорации Intel.

Или проект «Миражи и чудеса» – инсталляция Клэр Бардэн и Адриана Мондо, которая была представлена в Осере, Франция.

Эта инсталляция предлагала гостям  почувствовать тонкую грань между  виртуальным и физическим миром. Некий ансамбль невероятных сценариев, который играет с границами между истинным и ложным, одушевленным и неодушевленным, подлинным и обманчивым. 

AR – будущее искусства?

Подводя итог, можно сказать, что дополненная реальность уже зарекомендовала себя как ценное средство художественного вдохновения и инструмент демократизации арт произведений, накопленных в городах наиболее развитых стран. И появление  полноценных AR-платформ, например, таких как SketchAR, дающих возможность десяткам тысяч художников коллаборировать раскрывая потенциал на полную – первый тому признак.   

Мы же можем только надеяться, что все больше и больше музеев, галерей и художников решат обратить свое внимание на технологию дополненной реальности и воспользоваться преимуществами новых способов познания искусства, предлагаемых им. AR – будущее искусства? Это, безусловно, важная его часть.  Ведь с появлением 5G, технологии 3D-сканирования и очков дополненной реальности искусство изменится навсегда. Поэтому присаживайтесь поудобней, ведь у нас есть возможность наблюдать за началом нового мира искусства.

Теги:
AR
Реклама