Знай наших: 5 современных украинских фильмов, которые должен увидеть каждый

Выбор кинопродюсера Юрия Рудого

Поделись с друзьями:

Последние годы оказались важными и знаковыми для отечественного кинематографа. Наши фильмы завоевывают престижные награды на международных кинофестивалях. Об украинском кино заговорил весь мир. Кинопродюсер, сценарист, режиссер фильма «Отель Эдельвейс» Юрий Рудый выбрал 5 фильмов последних пяти лет, которые должен увидеть каждый. В его подборку вошли и легкие фильмы для беззаботного уикенда, и кино, оглушающее безжалостной правдой. Но эти ленты неизменно вызывают гордость за украинский кинематограф.

Когда падают деревья, 2018 (реж. Марыся Никитюк)

Наши дни, украинское село, в котором живет пятилетняя непоседа Витка, ее двоюродная сестра-тинейджер Лариса и возлюбленный девушки, бандит Шрам. Любовная история, конфликт поколений, народные верования, дикая природа и криминальные разборки – все это показано в завораживающей стилистике магического реализма, что роднит фильм с произведениями Александра Довженко и Эмира Кустурицы. Сценарий фильма (его Никитюк написала самостоятельно) получил награду в Каннах на сессии ScripTeast Award, а сама лента была названа критиками «темной эротической сказкой».

Мои мысли тихие, 2019 (реж. Антонио Лукич)

Эта комедия – одна из немногих, отличающихся от массового украинского комедийного продакшена. Фильм поначалу кажется легким и ироничным, но за абсурдным и нелепым поведением героев скрываются сильные чувства. Центральные персонажи ленты – молодой звукорежиссер Вадим и его мама. Они вместе отправляются в Закарпатье, чтобы парень смог записать голос редкой местной птицы – если он удачно выполнит этот заказ иностранной фирмы, ему светит перспектива работы в Канаде. Вот только мама от такой возможности не в восторге, да и вообще не хочет отпускать повзрослевшего сына – поэтому поездка превращается в мучительное выяснение отношений. Все это разбавлено хорошей порцией юмора и комичными ситуациями, в которые то и дело попадают персонажи. Своим успехом картина не в последнюю очередь обязана Ирме Витовской (мама Вадима), блистательно изобразившей одиночество родителя, живущего жизнью своего ребенка.

Домой, 2019 (реж. Нариман Алиев)

Еще одно road movie, на этот раз рассказанное молодым крымскотатарским режиссером. Тема аннексии Крыма в фильме подается через семейную раму. Мустафа приехал в Киев, чтобы забрать тело старшего сына, погибшего в АТО, и похоронить его в Крыму согласно мусульманским традициям. В поездке домой Мустафу сопровождает младший сын Алим, который, вообще-то, предпочел бы остаться в столице. Чем больше километров вместе преодолено, тем сильнее психологическое напряжение и глубже диалоги между героями. «Домой» стал первым украинским фильмом, получившим в 2019 г. гран-при ОМКФ по результатам зрительского голосования. У каждого лента вызовет свои переживания, для меня же она стала непафосным напоминанием того, как важно ценить близких, пока они с нами.

Гуцулка Ксеня, 2019 (реж. Елена Демьяненко)

Мюзикл по мотивам оперетты Ярослава Барнича переносит зрителя в Ворохту 1939 г., тогда еще входившую в состав Польши. Эффектная и колоритная костюмированная драма рассказывает историю Яро, молодого американца, потомка украинских иммигрантов. Яро без пяти минут миллионер, однако для того, чтобы получить заветные денежки, ему необходимо выполнить последнюю волю своего отца: жениться на «сознательной украинке». С этой целью американец и приезжает в Карпаты. Однако гуцулка Ксеня, на которую Яро положил глаз, оказывается вовсе не так проста… Наряду с гуцульскими вышиванками, песнями и щедрыми застольями в фильме органично уживаются сцены в стиле ковбойского кантри. Ну а театрально-музыкальная группа Dakh Daughters – девушки не только исполняют песни, но и присутствуют в кадре – стала несомненным и очень самобытным украшением фильма!

Бабий Яр. Контекст, 2020 (реж. Сергей Лозница)

Документальный фильм был показан на Каннском кинофестивале 11 июля этого года и получил премию «Золотой глаз». Картина продолжает цикл документальных лент Лозницы, посвященных советской истории. «Бабий Яр» рассказывает о событиях, приведших к убийству почти 34 тыс. евреев в оккупированном нацистами Киеве. Фильм состоит из серии эпизодов, смонтированных в хронологическом порядке из архивных материалов: советских и немецких фото- и видеосъемок, выполненных как профессиональными операторами, так и любителями. Команде фильма удалось найти материалы, с которыми не были знакомы даже историки-профессионалы. В ленте нет ни комментариев, ни художественных вкраплений – только реальные кадры. Лозница не дает оценок – он лишь показывает то, о чем должен знать каждый. Чтобы лозунг «Никогда снова!» не остался пустыми словами. Уже осенью ленту сможет увидеть и украинский зритель.