Женщины в киноиндустрии. Часть 4

Фантастическая четверка украинского кино

Культура / Фильмы + ТВ
30 апреля 2021 / Фото: Представлены пресс-службой
Поделись с друзьями:

В проекте «‎Женщины в киноиндустрии»‎ украинские киношницы рассказывают Harper`s Bazaar о том, что позволено Толстому и не к лицу хрупкой девушке, как превратить в успех лишние три сантиметра, тяжела ли операторская камера и как сделать мир лучше.  ‎

Варвара Лущик – актриса.  Снимается в фильмах, музыкальных клипах и рекламе. Номинант премии Украинской  киноакадемии «‎Золота Дзига»‎‎ за главную роль в фильме «‎Гуцулка Ксеня»‎‎.

Как получилось, что вы выбрали именно эту профессию?

У меня благодаря родителям кино всегда было рядом. Папа работал оператором и брал меня на съемочную площадку. Я немного занималась модельным бизнесом, потом сказала маме, что хочу попробовать, и она отвела меня в агентство. Я быстро поняла, что это очень отличается от актерства.  Когда работаешь по три-четыре показа в день, идешь от переодевания к переодеванию, и нет никакой возможности раскрыться в этом. Это конвейер, и мне было очень некомфортно. Многие в этой сфере до сих пор считают, что модель – это просто вешалка. Тебя одевают, ты выходишь красивая, и всем все равно, что ты при этом чувствушь. И еще надо учитывать, что у людей разные представления о красоте. Я помню, у меня бедра были 92, а нужно было 89, и разница в эти 3 сантиметра вызывала у всех истерику. На меня кричали: «‎Да ты толстая! Ты как сюда такая попала?!» ‎‎А я стояла и не понимала, почему 3 сантиметра – это так важно. А в актерстве есть «‎типаж»‎‎ и «‎не типаж»‎‎, кто-то подходит по типажу, кто-то нет, но я никогда не слышала претензий по поводу моей фигуры. 

Варвара Лущик

Без чего вам было бы трудней достичь успеха?   

Гуцулка Ксеня – это моя первая главная роль в полнометражном фильме. Мне прислали СМС, что на киностудии Довженко будут пробы для фильма «‎Гуцулка Ксеня»‎‎. Я пришла, заняла очередь, вокруг меня – девочки с черными длинными волосами, с черными бровями, с карими глазами. И я... Почти месяц шли пробы. Потом мне пришло сообщение: «‎Алена Демьяненко отобрала вас на роль Гуцулки Ксени»‎‎. Я подошла к маме и сказала: «Наверное, ошиблись, я же блондинка, они что, будут меня красить?» И действительно, на первую примерку стилист принесла баллончик, и мы пробовали задуть мне волосы черным, но Алена стала на мою сторону и сказала, что это выглядит неестественно и на Гуцульщине были и блондинки тоже.  

Почему так мало женщин-профессионалов в кино, существуют ли стереотипы и предубеждения по этому поводу?

Когда я упоминаю, что работаю в кино, я часто сталкиваюсь со стереотипом, что девушки могут здесь быть либо актрисами, либо визажистами. И что их дело – красота. И приходится людям объяснять, что женщины могут все: они могут работать и продюсерами, и режиссерами, и операторами, художницами, стилистками... Сейчас довольно много девушек на съемочной площадке, порой бывает даже больше, чем мужчин. Постановщики и осветители в основном все еще мужчины, а в остальных департаментах много женщин.

Варвара Лущик

Мне кажется, что в Украине девушки еще не научились озвучивать свою точку зрения и не отстаивают свои права. Например, в Америке актрисы на сцене премии «Оскар» всегда говорят о правах женщин. Меня вдохновляют Кристен Стюарт – смелая, дерзкая, всегда озвучивает свою позицию – и Эмма Уотсон, актриса и активистка. У нас еще к такому не привыкли, у нас говорят: «Спасибо маме, спасибо папе, спасибо за премию». 

Как на вас повлиял карантин?

Мне кажется, я за время карантина очень повзрослела. Отчасти даже рада, что он случился: я научилась слушать себя. Делаю те вещи, которые очень хотела, но не уверена, что пришла бы к этому, если бы не было этой паузы. К примеру, в начале карантина я еще училась в Художественной академии на искусствоведа-куратора. К середине карантина я уже забрала документы из университета. Поняла, что это не то, чем бы я хотела заниматься. И если бы у меня не было так много времени сидеть и думать над этим, я бы не решилась. И жалела бы потом об этом.  

Варвара Лущик

Удается ли находить время на личное, семью и работу?

Поскольку у меня сейчас нет постоянной занятости, то получается соблюдать баланс между свободным временем и работой наизнос – неделю попахать, как я умею, выжав из себя все. Но когда я училась и одновременно работала по 24 часа в сутки, да еще и снималась параллельно, то спасали только ранние подъемы, ежедневники и обязательные три часа в распорядке дня на себя.

Но из-за того, что я привыкла составлять план на день, у меня возникло что-то вроде ‎временного перфекционизма‎‎: если что-то переносится, у меня в голове рушатся определенные «полочки», и я долго не могу собраться. Я знаю, что волшебной пилюли нет, но нужно давать себе время подумать. Задавать четкие вопросы: почему я боюсь этого? 

Над каким проектом работаете сейчас и что вас вдохновляет?

Это полнометражный фильм с продюсером Артемом Голубевым. Пока что мы движемся в сторону ужасов. Хочется поэкспериментировать. И также параллельно я учусь у художницы-постановщицы Алены Гаджиловой. Я попросилась быть ее тенью и пытаюсь изучить механизм съемочной площадки. 

Вдохновляюсь миром. Людьми. Искусством. И вкусной шоколадкой. Если мне нужно собраться, я пытаюсь куда-то уехать – хотя бы на три дня. С локадаунами это трудно, но зато в прошлом году я побывала впервые на Кинбурнской косе. Прекрасное место силы. Сидеть, смотреть на море, жить в палатках – это очень вдохновляет.

Варвара Лущик

Какой совет вы бы дали тем, кто хочет работать в кино, и как достичь успеха?

Важно вдумчиво читать сценарий и выбирать проекты, в которых работаешь, не поддерживать сомнительные высказывания. Любой фильм по своей сути – сказка. Но в конце любой сказки есть месседж, о чем на самом деле история, и в фильме тоже это должно быть понятно. И еще для актера важно много смотреть. Не только фильмы, а вообще в жизни. Как будто в голову встроен фотоаппарат, а ты ходишь и фотографируешь все, что вокруг тебя. Слушать, что и как люди говорят. Быть уверенным и смелым. Если ты хочешь чего-то очень сильно, путь сам тебя найдет, и дальше нужно иметь смелость по нему идти. Я думаю, в любой сфере так: сначала ты становишься уверенным в своем желании, а потом находишь смелость это воплощать.  

Фото на обложке: кадры из фильма ‎«‎Гуцулка Ксеня»‎‎, портреты Варвары Лущик
Коллаж: Кристина Васько

Читайте также:
Женщины в киноиндустрии. Часть 3
Женщины в киноиндустрии. Часть 2

Женщины в киноиндустрии. Часть 1

Реклама