Женщины в киноиндустрии. Часть 3

Фантастическая четверка украинского кино

Культура / Фильмы + ТВ
29 марта 2021 / Фото: Представлены пресс-службой
Поделись с друзьями:

В проекте «‎Женщины в киноиндустрии»‎ украинские киношницы рассказывают Harper`s Bazaar о том, что позволено Толстому и не к лицу хрупкой девушке, как превратить в успех лишние три сантиметра, тяжела ли операторская камера и как сделать мир лучше.  ‎

Елена Чеховская – оператор. В 2008-м окончила кинофакультет Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. Уже пятнадцать лет работает оператором-постановщиком в Украине и за ее пределами. Сняла четыре короткометражные картины, более двухсот музыкальных видео, более трехсот рекламных роликов. Сейчас готовится к съемкам полнометражного фильма.

Как получилось, что вы выбрали именно эту профессию?

Мне очень нравилось фотографировать. Я повсюду ходила с фотоаппаратом «‎Смена»‎‎ и искала, где учат на фотографов. В «‎Карпенко-Карого»‎‎ все хвалили кафедру кинооператорского мастерства, где первые два года был акцент именно на фото, и я решила поступать туда. Фотография была мне интересна, во-первых, с художественной точки зрения, а во-вторых, я подумала, что на крайний случай заработаю фотографированием свадьбы. Я приехала поступать, пришла на собеседование. Из девочек я была одна, показала свои снимки, педагоги все сильно ругали, но сказали: «‎Что-то в этом есть»‎‎. Два месяца перед экзаменами мы снимали и показывали задания мастерам. К экзаменам допустили шестерых. Взяли на курс пятерых – вместе со мной. На всей кафедре на тот момент была только одна девушка. К счастью, моих мастеров это не смущало, они только шутили про тяжелую камеру. Я познакомилась с режиссерами с параллельных курсов, подружилась с Мариной Вродой, с которой мы сняли несколько коротких метров. На первый фильм пленку не давали, и мы добыли камеру VHS и инвалидную коляску для эффектных пролетов камеры. В институте работу отметили, и я подумала, что мне нравится быть оператором, а не только фотографом.

Женщины в кинопрофессиях

Без чего вам было бы трудней достичь успеха?   

Когда я была на третьем курсе, к нам пришел успешный и крутой оператор Ярослав Пилунский, который искал себе ассистента. И кто-то ему посоветовал меня как ответственную девушку. Вначале я сидела на площадке на птичьих правах, смотрела и вникала. Ярослав мне все рассказывал и показывал. Потом он доверил мне крутить фокус, измерять экспозицию, а через год я стала его вторым оператором. Мы проработали так три или четыре года. Дальше было просто везение. Пилунский много работал с Аланом Бадоевым, но случилась накладка, и Ярослав предложил: «‎Ну тогда пусть Лена снимает этот клип, она много снимала на второй камере, я ей доверяю, уверен, круто сделает»‎‎. 

Меня, конечно, мандражило, я сильно боялась, но ребята, с которыми я уже много работала как ассистент Славы,  гаффер, осветители, механики камеры – сказали: «‎Все будет хорошо! Ты, главное, придумай, что хочешь, а мы все сделаем!»‎‎ Все получилось классно, Алан отметил «‎свежий взгляд»‎‎. Потом пришли другие режиссеры, в том числе братья Стеколенко, мы сняли несколько клипов для «‎Ляписа Трубецкого»‎‎, а позже подтянулась реклама. Даже когда я уже сама снимала, Слава говорил, что я была его лучшим ассистентом. (Смеется.) 

Женщины в кинопрофессиях

Почему так мало женщин-профессионалов в кино, существуют ли стереотипы и предубеждения по этому поводу?

Раньше был стереотип, что камеры тяжелые, что нужна выносливость и что это «не женственная» профессия. Может, камера и отпугивает девчонок, и кому-то действительно лучше пойти в актрисы, быть «‎красивой»‎‎ на работе. Хотя ситуация меняется. Я, например, подала пример многим девочкам, и сейчас в Украине становится все больше женщин-операторов. Мне камера никогда не казалась тяжелой.

Если говорить о чисто мужских командах – в основном, это механики камеры и осветители, то иногда с их стороны чувствуется недоверие, когда я снимаю в другой стране, к примеру. Но когда ты четко ставишь задачи, то уважение приходит буквально в течение часа, они понимают: «‎Ну да, ты женщина, но ты шаришь в том, что делаешь!»‎‎

Как повлиял карантин?

Была, конечно, пауза. Очень классное время на самом деле. Выдохнуть. В инстаграме появилась куча прикольных мастер-классов. Весь мир ведь сидел на карантине. Я посмотрела много прямых эфиров со своими любимыми операторами. Ну и, конечно, провела массу времени с семьей, даже слишком много, я бы сказала. (Смеется.)

Когда нам было 15Кадр из фильма «‎Когда нам было 15»‎

Удается ли находить время на личное, семью и работу?

Да, сыну пятнадцать лет, дочке  три. Ну, и я, конечно, еще та безумная мать, со второй беременностью снимала до последнего. Остановилась за две-три недели до родов и вышла на работу, когда малой было пять-шесть месяцев, потому что уже не могла сидеть дома. Муж сказал: «‎Понятно, иди уже»‎‎. Няня, конечно, помогала. Ну и плюс, что у моего мужа проекты по четыре месяца, а потом он сидит на «‎домашнем»‎‎, а я стараюсь не брать в месяц больше четырех-пяти съемок, чтобы не выгорать. Я помню периоды, когда только приезжаешь домой поспать и рано утром уезжаешь опять работать. И так бесконечно, и уже не хочешь ничего. Поэтому я стараюсь выбирать интересные проекты. Но сложно остановиться, потому что я люблю свою работу и очень люблю людей с которыми работаю. Тяжеловато, конечно, совмещать семью и работу, но мне повезло: мои близкие меня понимают и принимают. Нет никакого осуждения, наоборот, все поддерживают – уже поняли, что я трудоголик.

Над каким проектом вы работаете сейчас и что вас вдохновляет?

Это художественный фильм режиссера Ани Бурячковой «‎Когда нам было 15»‎‎. Очень классный сценарий про подростков, прям моя тема. Мы уже готовимся, нащупали визуальную стилистику, сняли тизер. Это фильм о том, как все мы выживали в девяностые, как мы, у которых не было телефонов и гаджетов, просто выходили на улицу и как эта улица становилась школой жизни. И из какой бы семьи ты ни был, улица объединяла нас.

А вдохновение… Если заходит какой-то новый проект, если он творческий, то мне нравится посидеть в тишине пару часов. Просто подумать и в голове попробовать что-то. Потом под сложившуюся картинку я подбираю референсы, чтобы объяснить режиссеру, как я это вижу. 

Женщины в киноиндустрии

Какой совет вы бы дали тем, кто хотел бы работать в кино, и как достичь успеха?

Фотографировать и снимать видео. Можно организовать своих друзей, таких же сумасшедших, придумать маленький сценарий или музыкальное видео, просто снять настроенческий этюд, положить на него известный трек, смонтировать и расшарить через соцсети. Снимать и смотреть. Подписаться на всех классных девушек-операторов. В инстаграме их очень много, и они довольно известны, есть очень молодые. Мне нравится Арина Янг: она, например, выкладывает схемы света, а потом результат – можно учиться и вдохновляться. 

С точки зрения личных качеств важны открытость и дружелюбность. Потому что если на площадке один человек напрягается, то все вокруг начинают напрягаться тоже. И нельзя показывать, если ты в чем-то неуверен, это пугает. Лучше посоветоваться с командой, отвести в сторону и спросить. Это нормально – чего-то не знать.

Фото на обложке: кадры из фильма «‎Когда нам было 15»‎, портрет Елены
Коллаж: Кристина Васько

Читайте также:
Женщины в киноиндустрии. Часть 2
Женщины в киноиндустрии. Часть 1