Женщины в киноиндустрии. Часть 2

Фантастическая четверка украинского кино

Культура / Фильмы + ТВ
16 марта 2021 / Фото: Предоставлены пресс-службой
Поделись с друзьями:

В проекте «‎Женщины в киноиндустрии»‎ украинские киношницы рассказывают Harper`s Bazaar о том, что позволено Толстому и не к лицу хрупкой девушке, как превратить в успех лишние три сантиметра, тяжела ли операторская камера и как сделать мир лучше.  ‎

Следующая наша героиня  – режиссер монтажа и режиссер Татьяна Ходаковская.  Программа «‎Подъем»‎‎ на ‎Новом канале ‎‎стала ее режиссерским дебютом и вошла в учебники по кино и телевидению как образец успешного телевизионного продукта. Татьяна получила главную кинопремию Украины «‎Золотая юла»‎‎ за лучший монтаж (фильм «‎Фокстер и Макс»‎‎) и более 15 других наград, включая главный приз Чикагского кинофестиваля за мини-сериал «‎Ангелы войны»‎‎.

Как получилось, что вы выбрали именно эти профессии?

Я ходила в физико-математическую школу, когда  в последнем классе мне предложили снять тестовое задание для молодежной программы «‎Бомба»‎‎. Режиссер Иван Кравчишин посоветовал мне взять для сюжета что-то самое обычное и посмотреть на это что-то с самой необычной стороны. Я буквально так и сделала. Взяла тему нижнего белья и пошла снимать в Верховную Раду… Сюжет вышел смешным и интересным, а еще неожиданно экстремальным… Мне выдали пейджер и предложили делать рубрику «Стиль жизни».

Потом я училась и одновременно работала главным режиссером программы «‎Подъем»‎‎ с прекрасными ведущими Машей Ефросининой и Юрой Горбуновым. Работать на «‎Подъеме»‎‎ было отлично, у нас была суперкоманда, почти полная свобода действий и почти психоделическое состояние от постоянных подъемов в пять утра. Эта программа, кстати, вошла в учебники по кино и телевидению как образец успешного телевизионного продукта. Но прямые эфиры, как ни крути, – это фабрика, где не важно, ты здоров-болен-вдохновлен-устал. Завтра эфир! И послезавтра! И через неделю! А мне хотелось большего. И это было, конечно, кино.

Кадр из фильма «Манящий, Сладкий, Без Границ или Песни и Танцы о Смерти»

Без чего вам было бы трудней достичь успеха?   

Пока я работала на телевидении, я научилась сама неплохо монтировать, поскольку режиссеры монтажа не выдерживали, что я их мучила, не отпускала домой, пока не добивалась того, чего хотела. А они хотели спать, а не два кадра влево, кадр вправо. 

Потом меня пригласили быть режиссером монтажа антивоенного грузинского фильма «‎Русский треугольник»‎‎, который взял много наград на фестивалях класса А. Через некоторое время мне предложили снять телефильм как режиссеру. Я, конечно же, согласилась и пошла домой трястись от страха. Фильм «‎Прощеное воскресенье»‎‎ получился успешным, у него были хорошие рейтинги и продажи. И с этого начались прекрасные рабочие отношения с очень крутыми продюсерами: Виктором Мирским и Максимом Осадчим. Я много сотрудничала с ними как режиссер монтажа, как режиссер-постановщик и как доктор фильмов для проектов, которые нужно было улучшить.

Я думаю, что успех – это процесс, а не конкретный момент, и один из его симптомов – это возможность выбирать, на каких проектах работать. Для меня это те фильмы, которые хотя бы немножечко улучшают мир. Например, фильм, который я только что закончила, «‎3 Days Rising»‎‎ («‎Рассвет третьего дня»‎‎). Это фильм о страхах и проблемах зависимостей. Очень острая тема сегодня. Кстати, в этом фильме снимались такие звезды, как Микки Рурк, Питер Грин и рэпер  Ice-T.

Фото: Алексей Новиков

Почему так мало женщин-профессионалов в кино, существуют ли стереотипы и предубеждения по этому поводу?

Я думаю, проблема – в стереотипах и обобщениях. Я работала с прекрасными мужчинами-продюсерами, снимая кино о войне; и с мужчиной-режиссером, монтируя сериал про бокс «‎Кличко против Бриггса» и еще одно шоу про бокс в Америке. И ни у кого не возникало никаких проблем с тем, что я женщина и снимаю или монтирую жесть или экшен. Будучи режиссером, я чувствовала уважение и поддержку со стороны мужчин-режиссеров и продюсеров. Александр Стеколенко был моим сорежиссером на документальном фильме, и мы прекрасно сотрудничали, прислушиваясь к мнению друг друга. Это одна сторона, но это только часть моего опыта. 

Статистика и истории подруг-сценаристок в Америке рассказывают о другом. Еще двадцать лет назад, чтобы продать свой сценарий, женщинам приходилось менять свои фамилии на мужские. Конечно же, ситуация становится лучше. Сегодня в Гильдии Операторов Америки уже пять процентов женщин, год назад было всего три. Сегодня не меняют женские фамилии в титрах, как это было с Йоландой Бенвенути, которая смонтировала большинство фильмов Росселлини. Сегодня некоторые уже знают, что культовый фильм Дзиґи Вертова «‎Человек с киноаппаратом»‎‎ смонтировала женщина – Елизавета Светлова. То есть мы движемся в правильном направлении. Просто медленно. 

Ангелы войныКадр из фильма «‎Ангелы войны»‎‎

Как повлиял карантин?

Нью-Йорк на паузе  –  это что-то невероятное! Тут же всегда толпы несутся куда-то с кофе и телефонами. Нигде в мире я не наблюдала такой паники на лицах, когда отходит поезд метро, а кто-то не успел! И вдруг за...мед...ле...ни...е… Эмоции, когда умирают-болеют люди; строится временный госпиталь посреди центрального парка; каждый вечер в семь на крышах, улицах аплодируют врачам. Люди наконец-то познакомились с соседями. Все стараются поддерживать друг друга. На улицах расклеена куча объявлений: «‎Если вы человек пожилого возраста, мы можем сходить за вас в магазин».‎‎ Широченные авеню перекрыты, и по ним на маленьких великах гоняют дети. И все друг на друга смотрят: «‎А что, так можно было?»‎‎ Конечно, это только часть всего важного, что было за это время, другая часть – протесты на улицах. Это все, конечно, очень влияет и на творческие процессы тоже.

Удается ли находить время на личное, семью и работу?

Никак не удается. Не знаю, как мой бойфренд это выдерживает. Ведь я, даже когда «‎отдыхаю»‎‎, сразу начинаю работать: «‎О! Наконец-то можно дописать свой сценарий, что-то выучить, провести исследование или кому-то помочь». Я занимаюсь скрипт-докторингом, и ко мне часто обращаются за помощью или советом по сценарию либо присылают черновой монтаж, чтобы я что-то подсказала. И я думаю, что очень важно помогать коллегам, иначе зачем все это? Я, конечно, стараюсь выделять время на «‎бесцельные»‎‎ дела. Но пока что выходит не очень. С другой стороны, может, и хорошо, что нет четкого разделения на работу и неработу, а есть просто жизнь.

Фото: Мария Баранова

Над каким проектом вы работаете сейчас и что вас вдохновляет?

Сейчас я монтирую один из мини-сериалов для Netflix‎‎. Это современное прочтение «‎Короля Лира»‎‎ и «‎Виндзорских проказниц»‎‎ Шекспира с нереально крутым актерским составом. Король Лир, кстати, женщина, в исполнении Сюзанны Сазовски (сериал «‎Сопрано»‎‎ и фильмы Содерберга). 

Еще один проект, над которым я работаю как креативный продюсер и режиссер монтажа – фильм «‎Бартка»‎‎. Это документальная история о том, как вырубают леса в Украине. Очень болезненная и важная для меня тема. Режиссер фильма – Владимир Бакум, продюсер – Артем Голубев. Уже идут съемки.

Вдохновляюсь я прекрасными человеческими поступками. По-детски вдохновляет, когда ценят и хвалят. Когда показываешь самый первый монтаж режиссеру, это всегда такой волнительный момент! И очень сильно вдохновляет слышать: «‎Это фантастично! Это так круто!»‎‎ (Смеется.)

Кадр из фильма «‎Фокстер и Макс»‎

Какой совет дали бы тем, кто хочет работать в кино, и как достичь успеха?

Важно сохранять свежесть восприятия, интерес, влюбленность в то, над чем работаешь. Не прорастать концепциями, стереотипами, образами, идеями «как правильно», «как неправильно». Не лениться перебрать сто подходов, пока не найдешь нужный. Помогать коллегам. Можно делать коммерческие проекты с огромными гонорарами, но также участвовать в проектах со скромными бюджетами, потому что они синхронизируются с твоими ценностями и взглядами на жизнь. Для меня это важные для общества темы, неожиданные коммерческие проекты, то, что называют авторским мейнстримом, экспериментальные и рискованные фильмы. Ну и не забывать радоваться в процессе.

Фото на обложке: кадры из фильмов «Манящий, Сладкий, Без Границ или Песни и Танцы о Смерти», ‎«‎Фокстер и Макс»‎, «Ангелы войны»‎, Мария Баранова
Коллаж: Кристина Васько

Читайте также:
Женщины в киноиндустрии. Часть 3
Женщины в киноиндустрии. Часть 1

Реклама