Женщины в киноиндустрии. Часть 1

Фантастическая четверка украинского кино

Поделись с друзьями:

В проекте «‎Женщины в киноиндустрии»‎ украинские киношницы рассказывают Harper`s Bazaar о том, что позволено Толстому и не к лицу хрупкой девушке, как превратить в успех лишние три сантиметра, тяжела ли операторская камера и как сделать мир лучше.  

Первая наша героиня – режиссер и сценарист Наталья Ворожбит, которую наш зритель знает по сериалу ‎‎‎‎«‎Поймать Кайдаша»‎, фильмам «‎Дикое поле»‎ и «‎Плохие дороги»‎. На Международной неделе кинокритики в Венеции драма «‎Плохие дороги»‎ получила награду как самый инновационный фильм. Наталья также стала лауреатом главной кинопремии Украины «‎Золота Дзиґа»‎ как сценарист фильма «‎Киборги»‎. 

Как получилось, что вы выбрали именно эти профессии?

Я начала писать для театра еще лет с девятнадцати-двадцати. Жила тогда и училась в Москве. Театр не кормил, это было занятие больше для творчества и радости. Чтобы зарабатывать, я начала писать сценарии для сериалов. Со временем появились более серьезные предложения: писать для полнометражных фильмов. 

Я вернулась в Украину, и так совпало, что государство как раз начало финансировать украинский кинематограф. И я сразу же получила несколько предложений: это были и сценарий к фильму ‎‎‎‎«‎Киборги»‎, и сценарий к фильму «‎Дикое поле», по мотивам романа «‎Ворошиловград»‎ Сергея Жадана.

Но... Сценарист почти всегда недоволен тем, как воплощена его идея. У меня была мечта самой попробовать рассказать свою историю с самого начала и до конца. И конечно же, этот первый опыт – режиссерский, фильма «‎Плохие дороги»‎, – он как наркотик. Потому что понимаешь: лучше тебя твою историю никто не расскажет. Может, кто-то и сделает это лучше, но это уже будет не твоя история.

Без чего вам было бы труднее достичь успеха?  

Мне заказали сериал по мотивам «‎Кайдашевой семьи»‎‎, потому что «‎наш зритель любит фильмы про смешных украинцев»‎‎. Потом на телеканале удивлялись, что это, оказывается, драматическая история – несмотря на то что в ней много юмора и иронии. Я сама из Киева, но росла на Полтавщине, у бабушки с дедушкой. И история отзывалась тем, что я знаю этих людей. Это все о жизни моих родственников и близких моего детского окружения. И мне все так легко зашло: я не писала сериал на заказ, а писала авторское сочинение. Поэтому, наверное, все и сработало.  

Плюс ко всему я была шоураннером «‎Кайдаша»‎‎ (полностью руководила проектом) и при необходимости уже «‎дожимала»‎‎ на киноплощадке, чтобы добиться именно моего представления об украинском селе, а не показывать приукрашенную нереалистичную реальность. И проект выстрелил: рейтинги были очень высокие. 

А я получила огромный опыт, после которого уже смогла снять свой режиссерский дебют «‎Плохие дороги»‎‎. Без этой шоураннерской школы мне было бы намного сложней. Это было как на оплаченных курсах, где я примеряла на себя все производственные процессы.

Кадр из фильма «‎Плохие дороги»‎

Из 100 самых кассовых фильмов 2020 года среди женщин: 16% режиссеров, 18% режиссеров монтажа, 12% сценаристов, 5% женщин-операторов, 3% композиторов, по данным ежегодных исследований Celluloid Ceiling Report. Почему так мало женщин-профессионалов в кино, существуют ли стереотипы и предубеждения по этому поводу?

Странно, что так мало женщин-сценаристок. Когда я работала над сценариями, я не ощущала ни капли давления или комплексов. Мне было комфортно, меня ценили, поддерживали. Но когда я начала снимать как режиссер, то ощутила напряжение. Не внутри съемочной группы, а со стороны коллег-режиссеров. Я вдруг почувствовала, что раздражаю их, что мне тут нужно локтями что-то доказывать. Потом дошло: как сценарист я чувствовала себя комфортно, потому что сценарист на съемочной площадке – человек номер два. Все равно главный – режиссер. Да, ты на своем месте, пока вторая, но когда становишься номером один, то вдруг начинаешь осознавать, о чем речь: «‎Ничего себе!»‎‎ 

А что касается стереотипов... Меня уже в юности хвалили: «‎О! У тебя прекрасный мужской стиль! Ты пишешь как мужчина!»‎‎ И я думала: «‎Круто!»‎‎ (Сейчас, конечно, я так не думаю.) 

Или когда девушка написала о киборгах, про Донецкий аэропорт. Все об этом говорили, каждый начинал свое интервью такими словами: «‎Как такая хрупкая девушка могла написать про, боже упаси, войну?!»‎‎  

Или всегда акцент делают, рассказывая о «‎Плохих дорогах»‎, что это женский взгляд на войну. Ну, пусть будет женский. Да, я женщина. Я не знаю, как бы я написала, если бы была мужчиной. Возможно, точно так же. Но если Толстому можно было перевоплощаться в Анну Каренину, то почему я не могу перевоплотиться в киборга-мужчину?

Как на вас повлиял карантин?

Карантин – это очень интересное время. Если бы еще никто не умирал и не болел тяжело. Много мыслей: в правильном ли темпе мы живем, не теряем ли важное? Думаю, из опыта изоляции и принудительной остановки нужно вынести свои уроки. Еще не знаю какие. Возможно, самые простые: о том, что мы все забегались, что мы ответственны за среду, природу, планету. 

Вот, весной мы прожили на даче три месяца, где раньше не бывали в эту пору – то школа у детей, то еще что-то. А тут мы все наблюдали, как все медленно оживает, распускается. И этот процесс такой важный! А ты столько лет его пропускал! И оказывается, кучу всего можно делать дистанционно. А сколько можно сэкономить времени!

«‎Дикое поле»‎Кадр из фильма «‎Дикое поле»‎

Как вам удается находить время на личное, семью и работу?

Моей дочке 12, и мне очень трудно распределять время, я постоянно в борьбе за свое личное пространство и право работать, когда мне нужно. С другой стороны, чувство вины и догонялки с упущенными возможностями в общении и воспитании. Но мне кажется, жертвовать чем-то одним в пользу другого точно не нужно. Одно дополняет другое. 

И безусловно, женщинам сложнее, ведь в сознаниях наших мужчин до сих пор ничего не поменялось. Даже, если ты зарабатываешь больше, даже если только ты и зарабатываешь, будут ждать ужинов, завтраков, обедов и всех остальных «‎стандартных»‎‎ мамских и женских функций. Ты, конечно, воспитываешь всех как можешь. И плюс перфекционизм, когда я думаю, что лучше всех сделаю все сама, и не даю делать другим. Мне нужно все контролировать. Единственный способ убежать от этого – дождаться дедлайна, когда уже нет выбора. И тогда помогают все: и мама, и муж, и дочь. И оказывается, справляются прекрасно и без меня.

Кадр из фильма «‎Дикое поле»‎Кадр из фильма «‎Дикое поле»‎

Над каким проектом работаете сейчас и что вдохновляет?

Сейчас я пишу сценарии для нескольких коротких сериалов по своим идеям, где, скорее всего, буду и шоураннеркой. Также Госкино‎‎ уже финансирует мой второй режиссерский фильм. К концу лета мы планируем начать съемки. Предварительное название фильма – «‎Демоны»‎‎. Это история отношений. Женщина живет в украинском селе, она намного старше его, а он прибился откуда-то из России. И внутри них живет такая любовь-ненависть! Такие бурные отношения, которые еще и параллелятся с отношениями между странами. И если осознать, что завтра была война, то сегодня эта гротескная и мистическая пьеса звучить еще острее, чем в 2006-м, когда я ее писала. 

Вдохновляет личный опыт, сильные впечатления. Тут столько всего происходит вдохновляющего‎ – и в хорошем, и в не очень хорошем смысле, – что ты постоянно весь такой «‎вдохновленный‎‎», что нет никаких ресурсов это переносить. Такие времена настали. Очень много болезненных тем. 

Кадр из фильма «‎Плохие дороги»‎

Какой совет дали бы тем, кто хотел бы работать в кино, и как достичь успеха?

Важно делать то, что страшно. Не идти комфортным проверенным путем – каждая следующая история должна быть вызовом. Глаза боятся, а руки делают – я живу по такому принципу:

«‎Напиши про киборгов!»‎‎ 

«‎Да вы что! Да упаси, Боже! Еще Донецкий аэропорт держат!»‎‎. А потом:

«‎Как же я могу отказаться? Это же такая возможность пообщаться, узнать новое, получить огромный опыт! Кем я буду, если не попробую?»‎‎ Или:

«‎А ну, сними кино! Будешь режиссером!»‎‎

«‎Да вы что! На такую сложную тему? С такой жестью, как у меня в сценарии? Ни за что!»‎‎ А потом: 

«‎Это – единственная твоя возможность! Нужно делать!»‎‎ 

Так хорошо же все устаканилось. Сиди себе пиши сценарии, зарабатывай – зачем что-то менять? Но сидит внутри такой себе провокатор и постоянно выгоняет из зоны комфорта получать новый опыт.

Амбициозность должна быть. И желание все время переходить на следующий уровень. Нужно много смотреть кино. Писать нужно, не бояться писать, не останавливаться, не делать длинных перерывов. Одно из правил – писать такой сценарий, чтобы ты не мог пригласить на премьеру своих родителей. (Смеется.) Потому что ты рассказываешь о таких болезненных штуках, от которых им будет плохо. Я пишу, потому что меня что-то мучает. И это всегда вопрос. Если бы я знала ответы, то не писала бы. Ну, может, проповеди в церкви. (Смеется.)

Фото на обложке: кадры из фильмов «‎Плохие дороги»‎, ‎«‎Поймать Кайдаша»‎, «‎Дикое поле»‎
Коллаж: Кристина Васько