«Левгений»: Есть ли место искусству в современном мире?

Документальный фильм об украинском художнике в Кремниевой долине

Культура / Фильмы + ТВ
19 мая 2020 / Фото: Предоставлены из личного архива
Поделись с друзьями:

Режиссер Ася Николаева и оператор Павел Федоров, сооснователи продакшен-компании On A Whim Films, представили документальную короткометражку об украинском художнике Евгении Лапченко – «Левгений». Впервые продемонстрированный на Nepal International Film Festival в феврале этого года фильм задает актуальный на сегодня, особенно для Силиконовой долины, вопрос о том, что такое современное искусство и есть ли ему еще место в нашем новом техногенном мире.

«В какой-то момент, после многочисленных просмотров и стираний первых монтажных версий, в нас что-то кликнуло, – говорит Ася Николаева. И мы вдруг поняли, что это кино совсем не о Жене, а о каждом из нас, о художниках и их неприкаянности, об их таланте и разрушительной лени, идущих всегда рука об руку. В общем о мечтателях и их неровном пути в дебрях такой структурированной и прагматичной Кремниевой долины. И тогда вдруг сложились те самые 35 минут фильма – среза времени, общества, амбиций, возможностей и такого простого и честного человеческого счастья. А Женя Лапченко превратился в Левгения – собирательный образ, герой нашего времени, Дон Кихот, Обломов и Шариков 21-го века».

Основной проект Жени Лапченко, из-за которого он и приехал в Сан-Франциско, – это создание масштабного произведения на стыке искусства и технологий для нового на тот момент пространства для стартаперов (бывшего католического собора) – Hack Temple. Женя использовал технологии для того, чтобы в большом и очень качественном формате распечатать работу Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», а после уже в своей собственной манере превратить персонажей Босха в «героев нашего времени». Для себя он выбрал следующих икон современности: Стив Джобс, Билл Гейтс, Ричард Брэнсон, Илон Маск, Тупак Шакур, Далай-лама, Демиан Хёрст и т.д. Дальше по плану было встретиться с каждым из живых персонажей на картине и подарить ее репродукцию взамен на личную беседу с героем. Однако из всего списка героев у Жени произошла только мимолетная встреча с Ричардом Брэнсоном, в которой он так и не успел задать миллиардеру свой сокровенный вопрос, но успел подарить ему фрагмент своей распечатанной работы.

На протяжении фильма герой постоянно сталкивается с реальностью Кремниевой долины, в которой выживает трудоголик, человек дела и слова, и в которой так мало беспричинной праздности. В то время как для Левгения праздность и есть один из источников вдохновения. В своей гонке, противоречиях, постоянном выживании и непонимании, в каком направлении ему двигаться дальше, Евгений сам по себе превратился в героя нашего времени.

«В фильме я был таким, каким был на тот момент, – делится своими впечатлениями о съемках Евгений Лапченко. – Правда, испытывал некий стресс от одиночества и зависимости и от того, что я такой бомж. Но под этим всем слоем я знал, что я гениальный парень и заслуживаю всего самого лучшего в этой жизни. Оставалось только одно: борьба с самим собой, чтобы растворить эту пагубную накипь, которая на меня налипла в течение жизни. Это было увлекательно и сложно. Я очень кайфовал от маленьких побед. Я часто думаю о том, что, если бы не Америка, возможно, я бы не дожил до этих дней».