Робот VS Человек: может ли искусственный интеллект создавать искусство?

Что думают об этом фотографы Соня Плакидюк, Сергей Сараханов и Антон Кулаковский. 

Поделись с друзьями:

Диалоги о противостоянии человека и робота давно заботят человечество. Об этом снято немало фильмов и написано книг. 

В Киеве открылась первая в Украине роботизированная фотостудия Shot Robot Studio, где съемки происходят без участия фотографа. Это четыре установки, задача которых – делать базовые кадры вещей для e-commerce. Что думают об этом сами фотографы, мы поговорили с Соней Плакидюк, Сергеем Сарахановым и Антоном Кулаковским. 

СОНЯ ПЛАКИДЮК 

Может ли искусственный интеллект создавать искусство? 

Мне кажется, это очень глубокий философский вопрос, над ответом на который ведутся дебаты яснейших голов современности. Я уверена лишь в одном — искусственный интеллект может здорово расширить возможности интеллекта не искусственного, а все остальное — игра слов и битва значений.

Робот - это друг человека или ты видишь в роботах опасность? 

Все есть лекарство и все есть яд — вопрос лишь в дозировке. Это не я придумала, но искренне считаю, что именно это определяет соотношение помощи и опасности. Пока мы можем контролировать робота — это неоценимый ресурс. Как только перестанем, то думаю стоит напрячься.

Как ты считаешь, могут ли роботы заменить профессию фотографа? 

На мой взгляд, нужно и можно автоматизировать все, что поддается достаточно простой алгоритмизации и развитию сложного процесса на множество мелких с предсказуемым гарантированным результатом. Съемка каталогов и предметки именно об этом и на таких съемках кто-то творчески талантливый всегда немножко чувствует себя микроскопом, которым забивают гвозди.

Что касается всего остального — не берусь загадывать, но пока робот не смог написать «Мастера и Маргариту» — я в условной безопасности.

Есть ли какая-то часть твоей работы, которую ты бы с радостью передала роботам?

Конечно! Вся, где тратится мой не самый большой ресурс усидчивости и внимательности, а всю освободившуюся энергию я бы с радостью потратила на то, где робот помочь мне не может — творчество и изучение мира. Хочу загрузить в себя максимально полезное количество информации и легко извлекать ее в нужный момент, аки робот, но при этом шутя, аки я.

СЕРГЕЙ САРАХАНОВ

Может ли искусственный интеллект создавать искусство?  

Если мы говорим про метод синтеза, когда ты впитываешь большое количество визуальной информации, стремишься из фрагментов того, что ты увидел, что-то создать, то нейросети действительно начинают что-то рисовать и что-то делать . К сожалению, на данный момент, машина не обладает способностью к импровизации в чистом виде, если говорить о креативности и создании идей. Сейчас нейросеть может впитать в себя большое количество уже готовых идей и попытаться их как-то раздробить в формате пазла, мозаики или витража. Будет ли это считаться чистым креативом? Наверное, нет. Будет ли это считаться красивым изображением? Несомненно да. Много ли люди создают уникальных идей сейчас в эпоху постмодерна? Я не думаю, что каждый фотограф создает что-то супер уникальное и супер индивидуальное, поэтому на каких-то отрезках пути действительно нейросеть или какие-то зачатки искусственного интеллекта могут создавать что-то, что может конкурировать по визуальной составляющей с тем, что создали люди. По крайней мере в формате рисования. В формате фотографии пока что прецедентов особо нет. 

Робот - это друг человека или ты видишь в роботах опасность? 

Однозначно робот - это большой друг человека. Мы все окутаны гигантским количеством электроники. Они пылесосят за нас, они готовят за нас, ты спрашиваешь Siri про погоду и она отвечает, ты просишь ее создать дела в календаре, и она создает, а в твоей машине есть активный круиз-контроль. Да, это друзья) 

Как ты считаешь, могут ли роботы заменить профессию фотографа? 

В технических сферах точно да. По сути, когда человек снимает “каталожку” в душной студии на протяжении 20 часов, в этом точно ничего полезного нет. Поэтому система, которую я вижу в Shot Robot Studio, решает большое количество вопросов. У меня, конечно, сразу есть запрос не только на импульсный свет, но и на постоянный. Возможно, в следующих версиях они доработают это, потому что где-то может не хватать выдержки и резкости. Например, людям, которые готовят дома и снимают может быть полезна какая-то роботизированная версия селфи-палки с зачатками искусственного интеллекта. Есть много вещей, где это может быть активно использовано. Особенно на больших объемах, где человек не справляется. В более творческой сфере, наверное, нет. Для более сложных и штучных задач все-таки мне кажется нужен человек, можно в связки с какими-то экзискелетными технологиями, например когда камера прикреплена, а не висит в руках, как ronin, easy rig или arm.  

Есть ли какая-то часть твоей работы, которую ты бы с радостью передала роботам?

Абсолютно да. Следующий шаг - это появление софта, который лучше понимает вопросы ретуши. На данный момент не существует хороший пакетных решений. Есть украинские ребята, которые делают Luminar. Они пытаются внедрять нейросеть: допустим, ты ретушируешь одну фотографию, дальше нейросеть анализирует все, что ты сделал, анализирует все лица и все ракурсы, которые у тебя есть в съемке, и применяет твою ретушь. Думаю, что в течении 10-15 лет мы с вами увидим решения, которые позволяют снять с тебя необходимость ретушировать, что может убить профессию механического ретушера, а вот композинг эта штука не сделает хорошо. 

Я точно за сплав прошлого и будущего, что-то интересное происходит, когда ты испытываешь опыт прошлых поколений, используя современные технологии.  

АНТОН КУЛАКОВСКИЙ

Может ли искусственный интеллект создавать искусство?  

Думаю, что искусственный интеллект пока не на том уровне, чтобы быть конкурентным. Но если рассуждать философски, то да, ведь автопилоты появились, и они уже предотвращают аварии, их алгоритмы работают хорошо. Верю, что близок тот час, когда искусственный интеллект будет творить. Мне было бы интересно понаблюдать за этим, потому что это уже другое существо, и, возможно, у него появится самосознание. 

Робот - это друг человека или ты видишь в роботах опасность? 

На данный момент это друг, но пока он подконтролен человеку, он всегда создан помогать ему и облегчать жизнь. Вот если у робота появится собственный интеллект, то больше вопрос будет к нему: захочет ли он дружить с человечеством или уничтожить его? Ведь человечество само по себе является вредителем, изымает ресурсы планеты и разрушает окружающую среду. 

Как ты считаешь, могут ли роботы заменить профессию фотографа? 

Если искусственный интеллект будет настолько же развит, как у людей, то конечно это возможно. Но в таком случае они будут способны и заменить человечество, ведь нам будет тесно в одном мире. На данный момент, в некоторых моментах роботы могут заменить фотографов, но не во всем, ведь это творческая профессия, а творчество - довольно субъективно. Тем не менее, в отношении нетворческих шаблонных съемок - это возможно. Например, фотобудки в переходах или на вечеринках - тоже роботы без движимых частей, но с автоматизированной системой. Или телескопы и съемка со спутников, полеты к дальним галактикам - там уже осуществляется съемка, ведь хотя человек в тех обстоятельствах не может существовать. 

Есть ли какая-то часть твоей работы, которую ты бы с радостью передала роботам?

Тут важно разобраться с тем что мы считаем роботом: устройство с движущимися частями или наш компьютер с программами по обработке. Наш компьютер тоже заменяет часть нашей работы с помощью шаблонных корректировок. А во время самого съемочного процесса настройки фотоаппарата могут влиять на фотографии. Например, в Shot Robot Studio эффективна установка для предметной съемки, там человек нужен только для контроля и выставления стандартов. И здесь, конечно, робот лучше справится с тем, чтобы снять сто предметов одинаково до миллиметров. Такие задачи лучше делегировать.