Любимые картины коллекционеров на выставке «‎Время собирать»

Теперь каждый может посмотреть онлайн 

Культура / Книги, музыка, арт
8 апреля 2021 / Фото: Предоставлены пресс-службой
Поделись с друзьями:

Если вы не успели побывать на одесской выставке «‎Время собирать», посвященной феномену коллекционирования – не беда. Организаторы выложили часовую кураторскую экскурсию по Музею современного искусства Одессы на Youtube, чтобы ценители искусства могли скоротать вечера на локдауне.

Борис Гринев, ученый и коллекционер. Коллекция семьи Гриневых входит в число 15 известных собраний «Современного искусства Украины»

Выделить одну картину сложно: моя коллекция – это гарем, в котором нет любимой жены. Можем поговорить о работе Ивана Марчука «‎Корова в городе». 

Это нехарактерная для художника картина, она вообще выпадает из ряда его работ. Приобрел я ее прямо в мастерской Марчука на Пушкинской: она висела там, где обычно мы видим слово ‎Exit. Мы пересмотрели много картин и когда дошли до этой, то сказали: «‎Вот эту работу мы хотим». Она отличалась от всех. 

«‎Корова в городе»

Я считаю, что в коллекции должны быть не типичные работы, а артефакты. И то, что это артефакт, было подтверждено случайным образом. В середине 2000-х у нас была коллективная выставка в музее Шевченко. И там представлялись работы разных художников. От семьи Гриневых была эта работа. И когда я показал ее директору музея, тот не поверил, что это Марчук. Мы даже заключили пари. На открытии был Марчук собственной персоной, который подтвердил свое авторство. Так я выиграл спор.

Эта картина метафорически передает одиночество сельских жителей, которые попадают в мегаполис. Мы же в городе живем обособленно, часто не знаем соседей и образ жизни ведем замкнутый. Картина была написана в 60-х, когда коммуналки еще были обыденным явлением, но большие районы уже начали застраивать хрущевками. Эта работа про одиночество. 

Вадим Мороховский, основатель Музея современного искусства Одессы

Всегда интересуют чувства, которые картина вызывает у человека, история ее написания и сам автор. Мне очень нравится работа Людмилы Ястреб «‎Медуза Горгона».

Людмила Ястреб – уникальный человек с трагической судьбой. Она стояла у истоков одесского нонконформизма и оказала большое влияние на становление таких одесских художников, как Маринюк, Бассанец, Волошинов и другие. 

«‎Медуза Горгона».

«Медуза Горгона» – одна из последних работ художницы. Эта картина будто звучит и передает тяжелое состояние Люды, которая уже сильно болела на тот момент. Но в то же время мы видим талант Ястреб – она передала в этой работе очень много мыслей. Глядя на эту картину, я вижу судьбу человека, который прожил очень короткую жизнь, но сделал очень много для своей семьи,  для Одессы и для всего украинского искусства. 

Андрей Адамовский, совладелец центра современного искусства «М17»

Мне интересен период Éсole de Paris, к которому и относится Мане-Кац, мне интересны судьбы художников Парижской школы, начало модернизма. По сути, Париж стал не просто центром французского искусства, а международным культурным центром. С 1905 по 1939 год он привлекал художников со всего мира как столица искусства. Все эти художники легко ассимилировались в парижской художественной среде, образуя некий союз представителей художественного авангарда, который принято называть «Парижской школой». Среди них были итальянец Модильяни и испанец Пикассо. 

В бурно развивающемся мире искусства, центром которого являлся Монпарнас, одна группа выделялась на фоне других: еврейские художники из России, Польши и Центральной Европы. Более того, порядка 70% художников Éсole de Paris были евреями. Несмотря на разнообразие художественных стилей, они разделяли общую судьбу, спасаясь от антисемитских преследований на родине. Некоторые из них прославились в 1920-х годах, например Сутин, Липшиц и Шагал. Как раз в 1913 году Мане-Кац поступил в Национальную школу изящных искусств, где и сдружился с Сутиным, позже познакомился с Пикассо, Матиссом и другими знаменитыми художниками. 

Безусловно, Одесса – это город, связанный с еврейским искусством и культурой. Сомнений, какую работу предоставить для выставки в Одессе, не было – это «‎Юноша с зонтиком» Мане-Кац. 

«‎Юноша с зонтиком» Мане-Кац. 

Энергичный мазок и сдержанная гамма палитры мастера передали состояние глубокого раздумья молодого человека – хасида, мысли которого, вероятно, обращены к Богу. Картина написана мастером в экспрессивной манере, тематика психологического портрета занимала значительное место в творчестве художника. Обосновавшись в Париже, Мане-Кац вошел в круг художников Монпарнаса. Работы представителей этой художественной группы отличались эмоциональностью, экспрессивностью стиля. Экспрессионизм Мане-Каца вначале развивался под влиянием творчества Х. Сутина, однако вскоре он нашел собственный путь. В своем творчестве художник старался отразить духовную жизнь еврейского народа, богатство его внутренней культуры. 

Приобрел я эту работу на аукционе MacDougall’s в 2006-м. Год спустя она была представлена в Национальном музее «Киевская картинная галерея» на выставке «Грани двух веков», а теперь и в экспозиции «‎Время собирать».

Посмотреть часовую кураторскую экскурсию по выставке «‎Время собирать» можно на канале Музея современного искусства Одессы на Youtube

Автор: Ася Арман

Реклама