«Идентифицировать себя довольно сложно, но я рада, что больше не занимаюсь дизайном одежды» – Маша Рева

Антон Еременко поговорил с художницей о работе с лондонской Королевской оперой и пользе образования

Культура / Книги, музыка, арт
1 июля 2019 / Автор: Антон Еременко / Фото: Евгения Павленко
Поделись с друзьями:

Какое определение ты себе даешь в данный момент?

Проще говорить, что я художница. Идентифицировать себя довольно сложно, но я рада, что больше не занимаюсь дизайном. Мне тяжело фокусироваться только на одежде, хотя до сих пор сотрудничаю с Syndicate. Дизайн – не мое, и понадобилось десять лет обучения в Киеве и Лондоне, чтобы это понять. У меня намного больше интересов, чем просто одежда.

Как ты относишься к тенденции, что сейчас все стремятся стать дизайнерами?

В первую очередь, мода – это бизнес. Я за то, чтобы была конкуренция. Если люди этого хотят и получают от работы удовольствие – супер. Для меня это признак времени. Все пробуют себя – вот и хорошо. Например, Юля Паскаль по образованию архитектор, но делает классную одежду, а я – дизайнер, но одеждой не занимаюсь. Существует некий естественный отбор, который все расставляет на свои места.

Чтобы заниматься одеждой, образование необходимо?

Если говорить серьезно, то да. Благодаря образованию я знаю, как выстроить процесс, и могу применить это в любой области.

Маша РеваС чего началось твое увлечение рисунком?

Сколько себя помню, все время рисовала. Но когда приехала в Лондон, еще не относилась к этому серьезно. У меня была цель – получить образование. Попав благодаря Harper’s Bazaar на стажировку в Нью-Йорк, я поняла, как мало знаю. На фоне всего этого и учебы в Central Saint Martins я не воспринимала рисунок как профессию. А когда вернулась после CSM в Одессу, у меня началась депрессия. Несмотря на диплом и предложения о работе, я осознала, что не хочу заниматься одеждой, потому что она не делает меня счастливой. Родители были в шоке: они думали, что я останусь в Лондоне, а тут я все бросаю и возвращаюсь. Методом исключения нашла занятие, которое мне никогда не надоест, и это рисунок.

А восприятие себя как художницы быстро пришло?

У меня сложные отношения со словом «художник» из-за папы. Но в наше время все по большому счету художники. Главное – иметь собственное виденье. Этому, кстати, не обязательно учиться. Когда увлеклась рисованием, у меня не было ни заказчиков, ни денег. Решающим стал проект с Арменом Парсадановым. Я попробовала перенести рисунки в новую плоскость, нанеся их на тело.

После этого было сотрудничество с Jacquemus?

Да, Симон увидел наш с Арменом проект и предложил вместе создать книгу. Мы выпустили ее через полгода. Мне тогда написали много людей, и они до сих пор продолжают писать. Я не ищу работу – все происходит само собой. И я счастлива в этом плане.

Маша РеваЕще один твой крутой проект – сотрудничество с лондонской Королевской оперой. Расскажи об этом.

У меня есть друзья, режиссер Адам и фотограф Эвелина, настоящие visual artists. Они пригласили меня в свой проект. Изначально я должна была подготовить визуальную концепцию для видео Nowness, которое мы снимали с этой труппой. Их художественный руководитель Дэниел Вайс получил грант от Королевской оперы. Они три месяца проходили практику с тан-цорами, у которых синдром Дауна, и решили в итоге поставить «Весну священную» Игоря Стравинского. Дэниел – друг Адама, и они захотели снять видео об этом проекте.

Ты создавала только костюмы?

Нет, я была арт-директором проекта и отвечала за визуальную составляющую. Все заняло два дня: премьера и съемка, проходившая на следующий день в тренировочном зале. На премьере использовали мои костюмы и декорации, а еще я разрисовывала лица танцоров на съемках. Кстати, презентация видео – 29 мая. С проектом связана большая кампания: Dazed и Nowness откроют выставку в 12 столицах мира, среди которых Нью-Йорк и Токио, где будут экспонироваться фото и видео.

Как тебе работалось с танцорами?

Сначала я очень переживала, но быстро влилась в процесс. Все они добрые и прекрасные люди. Этот проект невероятно важен, ведь у всех вокруг много предрассудков относительно людей с синдромом Дауна. На самом деле, это простые люди с некоторыми особенностями, с ними легко и классно работать. На выставке можно будет услышать их интервью, и я уверена, что это поможет разрушить барьер между ними и обществом. К слову, главную роль в постановке исполнила Сара Горди – активистка, получившая Орден Британской империи.

Маша Рева Ты часто говоришь о своей лени. Пытаешься ли это как-то поменять?

Я приняла себя такой, какая я сесть. И постоянно думаю о том, что если бы больше фокусировалась, то и достигла бы большего. У меня вечное недовольство собой, и это нормально. Лучше так, чем считать себя самой классной. Главное – не впадать в панику. Я говорю себе: может, я и ленивая, но могу сделать все, если захочу.

Как ты начала сотрудничать с Надей Шаповал?

С Надей все получилось само собой. Однажды она просто пришла и забрала меня в керамическую мастерскую – и мы начали работать над новым проектом. С Надей все проходит в расслабленном режиме, что мне нравится, хотя керамика – специфическая сфера деятельности. Мы недавно вернулись из Милана, где нашли множество клиентов из разных стран.

Ты погружалась в изучение украинской культуры для этого проекта?

Да, мы слетали в Ивано-Франковск на специализированный базар по керамике, а после этого поехали в горы. Было здорово: мы арендовали машину, в багажнике болтались бутылки с шампанским. Мы словно в поход сходили! Контраст – городские девчонки в Карпатах – очень чувствовался. Проект Nadiia World x Masha Reva – правильное возвращение к истокам, переосмысление истории и сохранение культуры, пусть и в новой форме.

Маша Рева

Теги: