Главные оперные премьеры этой весны, лета и осени

Не пропустите 

Культура / Книги, музыка, арт
2 апреля 2021 / Фото: Wilfried Hösl
Поделись с друзьями:

Театральный сезон 2020/2021 уже стал беспрецедентным по количеству переносов, замен и отмен спектаклей. Если помечтать о том, что всем оперным планам, актуальным на момент подготовки материала, суждено будет осуществиться, нынешний сезон выглядит не только турбулентным, но и щедрым на знаковые события. Афиши украинских и зарубежных театров и фестивалей в 2020/2021 связывают мысли о женщине в обществе и искусстве (проект Одесской оперы, одна из магистральных тем фестиваля в Экс-ан-Провансе, первая женщина-дирижер в истории Байройтского фестиваля), фокус на современных оперных композиторах (мировые премьеры опер «Атласный башмачок» Марка-Андре Дальбави в Париже, «Невинность» Кайи Саариахо в Экс-ан-Провансе, «Вишиваний. Король України» Аллы Загайкевич в Харькове; кстати, все трое композиторов стажировались в парижском IRCAM – ведущем мировом центре изучения звука и творческих поисков в области авангардной и электроакустической музыки) и как принято в современном оперном мире – переосмысление важнейших оперных партитур ключевыми современными режиссерами при эталонных кастах («Кавалер розы» в Мюнхене, «Парсифаль» в Вене).

«Кавалер розы» Рихарда Штрауса в постановке Барри Коски под управлением Владимира Юровского, Баварская государственная опера (онлайн-премьера прошла 18 марта)

«Кавалер розы» – изящная драгоценность немецкого оперного репертуара – до этого почти полвека шёл в родном городе Рихарда Штрауса в классической и очень любимой публикой постановке Отто Шенка. Теперь же мюнхенцам предложили полюбить или возненавидеть версию интенданта Комической оперы Берлина и одного из самых самобытных современных режиссеров Барри Коски. Приступая к работе над постановкой, Коски пообещал отдать дань уважения первоисточнику и добавить новых красок в образы персонажей Гуго фон Гофмансталя – Рихарда Штрауса, и слово свое сдержал: спектакль получился остроумным, как сама партитура, и красивым, как мелодии Рихарда Штрауса. В новом мюнхенском «Кавалере розы» собрался великолепный исполнительский состав, включая суперзвезду Марлис Петерсен, для которой это был дебют в партии Маршальши, Йоханнеса Мартина Кренцле в партии Фаниналя и Саманту Хэнки, которая оказалась идеальным Октавианом. Штраусовский оркестр со 100 участниками оказался под запретом из-за специальной «карантинной» рассадки, поэтому будущий Генеральный музыкальный директор Баварской оперы Владимир Юровский дирижировал редакцией Эберхарда Клока для состава, уменьшенного до 40 оркестрантов. И делал это с огромным мастерством и уже почти музыковедческим вниманием к тексту, позволившими раскрыть все нюансы и находки партитуры. До 19 апреля спектакль можно бесплатно посмотреть на сайте Баварской государственной оперы.

«Кавалер розы», фото: Wilfried Hösl

«Парсифаль» Рихарда Вагнера в постановке Кирилла Серебрянникова под управлением Филиппа Жордана, Венская государственная опера (4 апреля – 11 апреля)

Предыдущий венский «Парсифаль» в версии Алвиса Херманиса, выпущенной в 2017 году, был принят публикой весьма неоднозначно. Прежде всего из-за перенесения действия в начало 1900-х годов в психиатрическую больницу, построенную венским архитектором Отто Вагнером. Однако Венская Штаатсопера продолжает экспериментировать с партитурой, которую сам Рихард Вагнер называл уже даже не музыкальной драмой, а «торжественной сценической мистерией», пригласив поставить «Парсифаля» Кирилла Серебрянникова. Как воспримет публика воссозданную Серебрянниковым обстановку тюрьмы, которая выступает синонимом мужского мира Общества Грааля, малолетнего преступника Парсифаля и Кундри-журналистку, изучающую структуру насилия и одновременно выступающую сообщницей заключенных? Каст заявлен блистательный: Йонас Кауфманн (Парсифаль), Людовик Тезье (Амфортас), Георг Зеппенфельд (Гурнеманц), Вольфганг Кох (Клингзор), Элина Гаранча (Кундри).

La Traviata, фото: Юрий Литвиненко

Проект «Служанка-Госпожа?» (Перголези vs. Перголези) – опера «Служанка-госпожа» и кантата Stabat Mater Джованни Баттиста Перголези в постановке Евгения Лавренчука под управлением Маргариты Гринивецкой, Одесская национальная опера (май)

До того как 15 марта Евгений Лавренчук покинул пост главного режиссёра Одесской оперы, этот проект планировался как новая полномасштабная постановка режиссёра после нашумевшей «Травиаты», отмеченной премией Леся Курбаса, наградой Всеукраинской премии ГРА и номинированой на Шевченковскую премию 2021 года. Проект «Служанка-Госпожа?» должен был объединить одноимённую оперу-буффа Перголези с его же самым скорбным сочинением, чтобы посредством современных текстов авторства самого Лавренчука и Александра Лукьяненко поразмыслить о роли в обществе женщины – той, которая дает жизнь и той, которая жизнь забирает.     

«Атласный башмачок» Марка-Андре Дальбави в постановке Станисласа Норде под управлением автора, Парижская национальная опера (21 мая – 13 июня)

В 1987 году 10-часовая постановка «Атласного башмачка» Поля Клоделя в версии Антуана Витеза на Авиньонском фестивале всколыхнула французское художественное сообщество. В него входил и композитор-спектралист Марк-Андре Дальбави, который спустя годы создал по заказу Парижской национальной оперы в рамках ее цикла, посвященного французский литературе, почти 6-часовую оперную версию мистерии о «золотом веке» Испании, стремлении к личному счастью, ангелах, святых и людях.

«Атласный башмачок», фото: Alfredo de Stefano, Linea de Luz

«Невинность» Кайи Саариахо в постановке Саймона Стоуна под управлением Сусанны Мялки, фестиваль в Экс-ан-Провансе (3 – 12 июля)

Мировая премьера пятой оперы одной из самых успешных современных композиторок была запланирована еще на 2020 год, но фестивального лета в прошлом году Экс так и не дождался. Либретто финской писательницы, феминистки и участнице ЛГБТ-движения Софи Оксанен – современная трагедия о людях, призраках их прошлого, травмах и поисках правды.     

Кстати, «Невинность» стала номинантом европейской платформы благотворителей Fedora, которая поддерживает инновационные проекты в области оперы и балета. В балетный шорт-лист Fedora Van Cleef & Arpels в этом году вошли два украинских проекта: Futuristic Space Lovers Ballet Киевского национального театра оперетты и ROOTS (рабочее название) Национальной оперы Украины.

«Невинность», фото: Jean-Louis Fernandez

Оксана Лынив, фото: Oliver Wolf

«Летучий Голландец» Рихарда Вагнера в постановке Дмитрия Чернякова под управлением Оксаны Лынив, Байройтский фестиваль (25 июля – 20 августа)

Слухи о первой женщине-дирижере за пультом байройтского фестшпильхауса будоражили любителей оперы не один год, и вот в сентябре 2020 года руководительница Байротского фестиваля, правнучка Рихарда Вагнера Катарина Вагнер сделала официальное заявление: в 2021 году спектаклем в Байройте впервые будет дирижировать женщина. Ею станет украинка Оксана Лынив, с 2017 по 2020 – первая женщина-дирижер, возглавляющая Оперу и Филармонический оркестр австрийского Граца. Премьерой «Летучего Голландца» в постановке феноменального Дмитрия Чернякова, для которого этот спектакль тоже будет дебютом в Байройте, этим летом откроется культовый Вагнеровский фестиваль.

«Алкид» и «Сокол» Дмитрия Бортнянского в постановке Андреаса Вайриха под управлением Оксаны Лынив, Львовская национальная опера (сентябрь)

Львовская опера продолжает амбициозный (и очень важный для Украины) путь расширения репертуара и планирует представить своей аудитории две оперы Бортнянского, которые долгое время считались утраченными, в год 270-летнего юбилея украинского музыкального гения. Над постановкой будет работать интернациональная команда – в частности, Андреас Вайрих, режиссер Баварской государственной оперы.  

 «Алкид», фото Сергей Горобец

«Вишиваний. Король України» Аллы Загайкевич на либретто Сергея Жадана в постановке Ростислава Держипильского, Харьковская национальная опера (осень 2021)

За период подготовки к премьере, которая несколько раз переносилась из-за карантина, этот проект вышел за пределы исключительно оперного жанра: книга с текстом либретто, созданная тандемом Zhuk&Kelm (Ольга Жук и Надежда Кельм), получила награду в конкурсе «Лучший книжный дизайн 2020» Международного фестиваля «Книжный арсенал» в сотрудничестве с Гете-Институтом в Украине, команда проекта во главе с продюсеркой Александрой Саенко разработала тематическую экскурсию в Вене, а также планирует издание новой биографии эрцгерцога Вильгельма фон Габсбург-Лотарингского, известного как Василий Вышиваный. На харьковскую премьеру, которая запланирована на осень 2021, приглашены представители династии Габсбургов и австрийские политики, так что о проекте уже можно говорить как о значимом акте международной культурной дипломатии. 

Книга Сергея Жадана «Вишиваний. Король України»

Автор текста: Анна Ставиченко, музыкальный критик, музыковед, основательница проекта Operamania

Реклама