Что происходит с фэшн-фотографией сегодня и как будут снимать в будущем

Разбиралась в вопросе фэшн-редактор Harper`s Bazaar Виктория Фурманюк

Культура / Книги, музыка, арт
30 марта 2020 / Фото: Alexander McQueen
Поделись с друзьями:

Чтобы понять, насколько сильно изменилась модная фотография за последние несколько лет, достаточно взглянуть на два снимка: имидж скандально известной рекламной кампании Gucci SS’2003 с выбритой на интимном месте буквой G у модели Кармен Касс и кампейн текущего сезона этого же бренда. В середине 1990-х – начале 2000-х Том Форд, возглавлявший тогда переживающий не лучшие времена итальянский модный дом, вывел идеальную формулу успеха – “sex sells” и тем самым увеличил прибыль Gucci до рекордных показателей. Провокация и откровенная сексуальность на грани с порно, придуманная им вместе с фотографом Марио Тестино и стилистом Карин Ройтфельд, отражала настроения общества: всем хотелось сказки, недосягаемых совершенных образов и тел (созданных, к слову, с помощью всех возможностей фотошопа), к которым все стремились. Любимцами той эпохи были Мерт Алас и Маркус Пиггот – дуэт фотографов, создававший предельно нереалистичные, отретушированные до глянцевого блеска снимки. Среди клиентов Аласа и Пиггота значились главные игроки индустрии: Roberto Cavalli, Louis Vuitton, Gucci, издания Love, W Magazine и многие другие. А сегодня этот стиль выглядит слишком архаичным и немодным.

Жизель Бюндхен

Жизель Бюндхен в рекламной кампании Missoni 

Спустя более пятнадцати лет подход совершенно изменился. Вместо сексуализации и объективации женщин с новой волной феминизма, бодипозитивом, diversity, движением #MeToo, инклюзивностью во всех сферах жизни пришли новые запросы в обществе и, соответственно, новые герои, их олицетворяющие. В моде в том числе. «Благодаря глобализации и соцсетям мы в доли секунды узнаем о новостях и острее реагируем на социальные проблемы. В такой ситуации сложно оставаться в стороне. Фокус фотографии, как и моды, сместился в сторону реальных людей. Практически не осталось места для былой фэшн-сказки. Выросло поколение людей, не готовых мириться с отретушированными глянцевыми изображениями моделей в съемках. Главными героями стали художники, музыканты и активисты. За каждым персонажем в съемке должна стоять история», – говорит фотограф Николай Бирюков, контрибьютор Interview, L’Officiel, Vogue и других изданий и автор телеграм-канала Photography Daily.

gucci-fall-2019

Gucci

На деле видим диаметрально противоположный фордовской эстетике современный Gucci – местами странный, без намека на прежнюю дерзость и соблазнительность, часто с неконвенционально красивыми моделями в кадре авторства Глена Лачфорда. Или кампанию белья Calvin Klein с пышнотелой Бет Дитто в противовес эпатажной телевизионной рекламе джинсов с Брук Шилдс в 80-х (той, где между ее джинсами и телом ничего не было) и горячим снимкам полуобнаженной Кейт Мосс в 90-х. Среди восходящих звезд фэшн-фотографии можно назвать Джейми Хоуксворта, Хьюго Комте, Аласдера Маклеллана, Колина Доджсона и целую плеяду женщин-фотографов: Харли Вейр, Петру Коллинз, Грей Сорренти. Им доверяют гиганты мира моды – от Miu Miu, Celine, Jacquemus до Balenciaga, Stella McCartney и Chanel.

Balenciaga-Winter-19

Balenciaga

Модные журнальные съемки тоже сильно изменились. На обложке сентябрьского Interview – дрэг-квин, актер и телеведущий РуПол. 16-летняя эко-активистка Грета Тунберг появилась на обложке i-D. Самый «мужской» журнал Playboy украсила модель-трансгендер Джулиана Фарфалла. А в одном из прошлогодних номеров американского GQ, посвященном комедии, и вовсе поиронизировали над чрезмерным увлечением ретушью в глянцевом мире и «дорисовали» несуществующие конечности героиням обложки.

Другими стали лица, позы, сет-дизайн и, главное, идеи, стоящие за каждой картинкой. Теперь мало снять красивый кадр – важно наполнить его смыслом, сделать высказыванием на злобу дня. «Модная фотография за последнее десятилетие ушла от нарочито сексуальных поз к более естественным, даже несколько неуклюжим. Сексуальную модель все еще можно увидеть в некоторых эдиториалах, но, по-моему, это уже несовременно. Аналоговое фото с минимумом ретуши становится все более популярным. Цвета все чаще не искусственно созданы фотошопом, а приближены к натуральным. Думаю, инстаграм-фильтры тоже поспособствовали тому, что мода ушла в противоположную сторону – к естественной цветокоррекции и отказу от безупречности», – делится своими наблюдениями фотограф Пелле Ланнефорс, снимающий для Harper’s Bazaar, Elle, Glamour, V Magazine и других. В борьбе против искаженных стандартов красоты, которые приводят к массе комплексов у девушек, во Франции приняли закон о специальной маркировке отретушированных фото, предполагающий большие штрафы за его нарушение. Естественность, принятие себя и своего тела – вот к чему призывает современная модная фотография.

Ksenia Schnaider

Ksenia Schnaider

Более живой и честной фотографию делает пленка, в последние годы переживающая новый виток популярности у молодых фотографов. На мягкие приглушенные цвета, реалистичность и эмоции, которые не передаст «цифра», часто делает ставку и украинский Harper’s Bazaar. Наша постоянная рубрика «Гардероб», а также эдиториал с роскошными драгоценностями Cartier из этого номера сняты на пленку.

Что ждет фэшн-фотографию в будущем? Николай Бирюков так комментирует этот вопрос: «Технологии настолько быстро меняются, что сложно что-либо предвидеть. Из-за доступности и стремительного распространения информации фотографам придется постоянно подстраиваться под темп развития мира. Времена, когда можно было оттачивать мастерство десятилетиями, к сожалению, безвозвратно прошли».