Как мы выбираем ароматы и есть ли у них возраст?

Влияние рекламы, воспоминаний и синтетических молекул на ольфактивное восприятие

Красота / Ароматы
24 июля 2019 / Фото: Getty Images; Предоставлены брендами
Поделись с друзьями:

Существует ли связь между ароматом и возрастом? «Омолаживать» ли свой ольфактивный гардероб или оставаться верной любимой классике? Найти ответы на эти вопросы помогут парижские гуру парфюмерии.

Текст: Наталья Гузенко

«Подождите минутку, я дам формулу моему ассистенту», – просит меня во время нашей беседы Патрисия де Николай, парфюмер парижской нишевой марки Nicolaï и президент «Осмотеки», единственного в мире архива ароматов. Лаборатория, где творит де Николай, находится в том же здании на рю Ришелье, что и главный бутик бренда, – недалеко от знаменитого на весь мир сада Пале-Рояль. О связи ароматов и возраста, которую я предлагаю ей обсудить, она никогда не слышала.

Мой вопрос, задумывается ли она о возрасте челове-ка при создании парфюма, заставляет Патрисию вы-держать паузу. «Я всегда ищу сочетания нот, которых еще нет в существующих ароматах, – наконец отвеча- ет она. – Но я не думаю о том, что вот сейчас создам что-то для 18-летней девушки или 25-летней, а затем – для мужчины 40 лет».

«Ни одной ноте в парфюме не “предначертано” указывать на возраст», – убеждена еще одна моя собеседница, Жанна Доре, главный редактор ольфактивного журнала Nez. Ответ легендарного парфюмера Жан-Клода Эллена, автора таких знаменитых ароматов Hermès, как Terre и Un Jardin en Méditerranée, еще более категоричен: «У парфюмов нет возраста. И если им удается пережить свою эпоху, то они становятся классическими и вневременными. Устаревает и выходит из моды лишь “парфюмерная продукция”, следующая тенденциям. Я всегда стремился создавать ароматы, которые пройдут через годы».

Мы, несомненно, можем доверять мнению профес- сионалов, однако кто из нас не слышал о том, что некий парфюм создан для «женщин постарше»? Даже Chanel №5, Shalimar и Opium могут долго ждать своего часа, чтобы оказаться в нашем парфюмерном гардеробе. Почему же мы верим в то, что у парфюмов есть «возраст»?

НАТУРАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Сложные композиции классических ароматов, в которых верхние ноты могут значительно отличаться от нот сердца и шлейфа, содержали в том числе и дорогостоящие натуральные ингредиенты. В наши дни использование таких компонентов для многих марок нерентабельно, а зачастую из-за возможных аллергических реакций или бережного отношения к животным и вовсе запрещено.

«Натуральный мускус, к примеру, можно найти только в парфюмах, появившихся до 1980-х годов, – отмечает де Николай. – И шипровые ароматы мы больше не можем создавать так, как раньше, ведь теперь известно, что дубовый мох – аллерген. В современных шипрах усилены цветочные ноты, а для создания древесных нот мы добавляем пачули. Сейчас даже существует понятие “старых” и современных шипров».

По мнению Жанны Доре, шипровые Miss Dior (оригинальная версия), Guerlain Mitsouko и Clinique Aromatics Elixir, ориентальные пряные Yves Saint Laurent Opium и Estèe Lauder Youth-Dew, альдегидные цветочные Chanel №5, Hermès Calèche и Yves Saint Laurent Rive Gauche или парфюмы с нотами белых цветов Dior Poison, Cacharel Loulou и Giorgio Beverly Hills Giorgio – примеры с композициями, которые сегодня редко используются в ароматах для широкой публики. А значит, не уверенными в своих ольфактивных пристрастиях людьми они могут восприниматься как немодные, предназначенные для «дам в возрасте».

ОЛЬФАКТИВНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

Связь определенных ароматов с возрастом – явление культурно-хронологическое: по мнению Жанны Доре, каждое поколение принято ассоциировать с теми или иными парфюмами. «Ароматы, появившиеся до 1970-х, например, Mitsouko, Chanel №5, Miss Dior, сегодня связывают с женщинами старшего возраста. Они открыли для себя эти парфюмы еще в молодости и долгое время оставались им верны», – предлагает объяснение Доре.

Знакомые с детства композиции могут бессознательно заставить нас причислить их к «старым». Неслучайно многие известные марки «омолаживают» свои классические парфюмы, предлагая не столь насыщенные версии. «Chanel создали парфюмированную воду Eau Première. В ее основе – формула Chanel №5, но это легкий, менее альдегидный аромат», – приводит пример Патрисия де Николай.


1. Туалетная вода Après L’Ondée, Guerlain. 2. Духи №5, Chanel. 3. Туалетная вода Rive Gauche, Yves Saint Laurent. 4. Туалетная вода Femme, Rochas. 5. Духи Miss Dior Original Extrait de Parfum, Dior. 6. Парфюмированная вода Ambre Cashmere, Nicolaï.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ МОЛЕКУЛЫ

В новых формулах синтетические ноты, заменившие собой натуральные, звучат «молодо». Они появились относительно недавно, и по этой причине популярные сладкие, фруктовые или сильные древесные ноты тотчас подсказывают нам, что аромат нов. «Когда речь заходит о синтетических молекулах, то здесь исследования зависят от маркетинга. Находок очень мало, ведь все в итоге решают финансы, – объясняет Жан-Клод Эллена. – Например, у широкой публики пользуются успехом молекулы мускуса. Индустрия отвечает на этот запрос созданием сотен мускусных вариантов, очень похожих друг на друга, хотя хватило бы и десятка».

По мнению парфюмера, предпочитающего работать с компаниями, которыми не заправляют маркетологи, бу- дущее – за натуральными ингредиентами. «Недавно, после трех лет поисков, я создал эфирное масло непальского перца тимут с нотами грейпфрута и смородины», – говорит Эллена.

РЕКЛАМНЫЕ СОБЛАЗНЫ

Действительно ли мы покупаем те парфюмы, которые нам нравятся? Или все же влияние маркетинга настолько сильно, что способно убедить даже наши носы? «Молодое поколение особенно охотно выбирает парфюмы, созданные специально для них, – отмечает Жанна Доре. – Эти ароматы соответствуют трендам: “вкусные”, сладкие, насыщенные, “линейные” от верхних до нижних нот. Молодежь “научена” отдавать предпочтение этим запахам. Бесчисленные новинки быстро сменяют друг друга, и поэтому молодые люди “порхают” от одного аромата к другому».

Выбор аромата из-за симпатии к его «лицу» или из-за стремления обладать новинкой, к счастью, прельщает далеко не всех. «Многие не хотят носить ароматы, которыми пахнут все вокруг, и это объясняет успех нишевых марок, – говорит Патрисия де Николай. – Однако нужно понимать, что поиски своего парфюма среди нишевых ароматов займут больше времени, чем в мультибрендовом магазине, где продавцы предложат вам то, что они должны продать».

Парфюмеры советуют «неподготовленным носам» нюхать не больше трех ароматов за один визит, непременно наносить их на кожу, брать домой пробники или покупать небольшой флакон. «Верхние ноты очень важны, именно благодаря им вы и сделаете выбор, – объясняет Патрисия де Николай. – Но только “прожив” с ароматом какое-то время, вы сможете понять, “ваш” он или нет».

1. Туалетная вода Calèche, Hermès. 2. Парфюмированная вода L’Heure Bleue, Guerlain. 3. Туалетная вода Poison, Dior. 4. Парфюмированная вода Shalimar, Guerlain. 5. Парфюмированная вода №19, Chanel.

ОЛЬФАКТИВНАЯ СВОБОДА

«Единственный способ избавиться от диктата маркетинга – постоянно учиться, – уверен Жан-Клод Эллена. – Образование – это открытость всему новому, любопытство, свобода».

Полное доверие своему носу в выборе аромата требует подготовки. Патрисия де Николай советует научиться разбираться в ольфактивных семьях и уметь распознавать знаменитые классические ароматы. Для этого Жан-Клод Эллена рекомендует познакомиться с парфюмами из книги «111 ароматов, которые нужно понюхать прежде, чем вы умрете» Йоана Серви, Жанны Доре и Алексия Тублана.

Жанна Доре предлагает нюхать аромат и прислушиваться к своим ощущениям и эмоциям. Еще одна ее рекомендация: открывать для себя новые марки и пересмотреть свое отношение к известным. «Если молодая женщина, любопытная и готовая непременно отыскать “свой” аромат, выберет классический парфюм, она никогда не будет пахнуть “старо”, – рассуждает Доре. – Носите Shalimar, Chanel №19 или L’Heure Bleue, когда вам двадцать лет, – и вы продемонстрируете миру силу своей личности, стиль и элегантность. Это все равно, что носить винтажное пальто или платье кутюрной марки. Они не стареют».

Жан-Клод Эллена расставляет все точки над «і». Он убежден, что создание парфюма – искусство, и по этой причине воспринимать ароматы нужно так же, как и работы художников или скульпторов. «Парфюмы не существуют вне своего времени, они вписываются в него. Например, Chanel №5 принадлежит эпохе ар-деко. Принадлежать своей эпохе не означает быть в тренде. Тенденции – это категория моды, и смысл их существования – устареть. Было бы безумием создать еще один аромат Chanel №5 сегодня, так же, как и написать копию Поля Сезанна или произведение Мориса Равеля. Эти творения принадлежат своему времени, но их уникальность по достоинству можно оценить и сейчас».

 

Читай новости на наших каналах в: